Сегодня в Риге открывается совещание глав финансовых ведомств стран еврозоны. Рутинное обычно заседание главных финансистов зоны евро на сей раз привлекло небывалое внимание прессы. Его называют ключевым, решающим. А все потому, что в Риге должны решить, выплачивать ли Греции оставшиеся 15 млрд евро из текущего пакета финансовой помощи или придержать транш до тех пор, пока Афины не представят внятный план экономических реформ.
Все понимают, что деньги новому греческому правительству нужны как воздух. Казна пуста, нечем платить даже пенсии. Но ясно и то, что представить план реформ, основанный на рожденном в недрах ЕС «меморандуме о политике экономии», Афины не смогут — для нового правительства Ципраса это смерти подобно. Ведь именно обещания заморозить выплату астрономического долга, выйти из зоны евро и перейти к драхме, а также вернуть сотни тысяч рабочих мест вынесли на вершину власти мало кому известных политиков левого толка.
Тем не менее брюссельские чиновники уперлись и с настойчивостью одного из героев Ильфа и Петрова упорно повторяют грекам мантру: «Утром — реформы, днем — деньги. Днем реформы, вечером деньги...»
Немудрено, что в отношениях ЕС и Греции многие аналитики прогнозируют лобовое столкновение. Немецкий профессор экономики Беатрис ди Мауро так и говорит: «Ципрас и Меркель мчатся навстречу друг другу так, что авария неизбежна — если, конечно, кто-то не отскочит в сторону в последнюю секунду. В случае же лобового удара «травмы» будут фатальными и для ЕС, и для Афин...»
Брюссельские чиновники в случае выхода Греции из еврозоны прочат ей коллапс, дефолт, резкое обнищание населения. Но и ЕС может получить роковую пробоину.
Во-первых, Афины, выйдя из зоны евро, уже вряд ли когда соберутся вернуть 320 млрд евро долга. Только Германия в этом случае теряет 80 млрд. Во-вторых, пример Греции может оказаться заразительным для других стран юга Европы, которые тоже живут под жестким прессом «меморандума о политике экономии». Этот свод правил для стран-должников можно изложить совсем коротко: сними последнюю рубашку, но долги отдай. И теперь Кипр, Испания, Португалия и прочие не желающие остаться без рубахи с большим интересом смотрят, каким будет финальный акт «греческой трагедии». Если греки вдруг сумеют начать все с белого листа (отказаться от евро, ввести драхму, заморозить выплаты кредитов) и им за это ничего не будет, то вряд ли южные государства ЕС откажутся от соблазна последовать примеру Греции. А это уже серьезная угроза самому ЕС.
Цена вопроса слишком высока. И потому стороны стараются не горячиться. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле уже дал понять, что встреча в Риге вовсе не является последней точкой в поиске компромисса, час «Ч» наступит 30 июня. Афины тоже маневрируют, пытаясь добиться уступок от ЕС. Здесь и визит Ципраса в Москву, и угроза отправить всех находящихся в Греции беженцев с Ближнего Востока напрямую в Берлин.
А это уже больше похоже не на лобовую атаку, а на покер, где выигрывает тот, кто лучше блефует. Кстати, немецкая «Бильд» так и пишет: «Немцы по горло сыты греческим покером без правил». И получает «обратку» от греческих коллег: «Мы устали от немецкого покера, в котором правила по ходу игры устанавливает Германия». Что ж, в таких играх больше шансов у греков. Ципрас и его правительство будут блефовать до упора, поскольку отступать им просто некуда. Экономическая ситуация в стране действительно катастрофическая. В такой ситуации можно долго стоять на краю, угрожая прыгнуть в бездну, суля дефолт, переход на драхму и производя прочие отчаянные жесты.
Ну а платить по счетам проигравших будут далеко не все страны Евросоюза. Так, Словакия и Португалия категорически отказываются дотировать греков. Раскошеливаться в очередной раз придется прежде всего нелюбимой греками Германии. Тем более что, получив за последние два года 240 млрд евро, сейчас Афины просят всего-то 10-15 млрд ежегодно. Разве это цена за сохранение основ миропорядка — то есть за целостность еврозоны и всего ЕС?