В понедельник Сергей Лавров провел встречу с представителями израильской и палестинской сторон, которых привел в Москву вопрос границ. «Россия исполняет роль персонажа известного мультфильма, который говорил: «Давайте жить дружно», — говорит «Труду» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, намекая на Кота Леопольда.
На фоне ливийских событий разговоры о многолетнем территориальном споре выглядят неуместными. В медийное поле вопрос вернул президент США Барак Обама, заявивший в пятницу, что Израилю следует освободить Западный берег Иордана, Газу и Восточный Иерусалим. «Как говорили в фильме «День радио»: «У нас есть две проблемы — эсминец и пуговица, первую решить мы не можем, поэтому давайте искать пуговицу», — объясняет Евгений Сатановский рост интереса к проблеме. Неразрешимым «эсминцем» в данном случае следует считать Ливию, где Муамар
Не следует, однако, считать, что
Россия ищет выход для НАТО
23 мая Сергей Лавров принял также представителей из Бенгази — ливийских повстанцев. На прошлой неделе министр уже встречался с представителями Триполи. По результатам переговоров было объявлено, что Муамар Каддафи согласен выполнить требования резолюции ООН 1973, то есть уйти с поста лидера, но только в ответ на прекращение бомбардировок НАТО.
«Бескровно сместить Каддафи вряд ли удастся», — считает заведующий Центра по изучению стран Северной Африки и Африканского Рога РАН Александр Ткаченко. По мнению Евгения Сатановского, Россия ищет выход из нелепого положения, в котором оказалась международная коалиция, которая не может и перевести операцию на землю, и уйти из Ливии. О невозможности политического решения говорит и утрата доверия обеих сторон — Вашингтона и Триполи — друг другу.
В 1986 году президент США Рональд Рейган санкционировал бомбардировку Ливии и резиденции ее лидера, тогда погибла приемная дочь Каддафи. В результате США заставили Ливию отказаться от сотрудничества с террористами и разработки ядерного оружия, взамен пообещав не повторять военного вмешательства. В 2011 году от бомб НАТО погиб сын и внуки Каддафи. «Теперь это вопрос кровной мести», — полагает Сатановский.
