Смерть питомца по кличке Байкал произошла в пятницу. Ему было 20 лет, хотя обычно в неволе дельфины-афалины (порода Байкала) доживают до 40-45 лет. Пресс-релиз о смерти дельфина появился в понедельник, в нем было сказано, что смерть наступила "от обострения хронических заболеваний, в том числе пневмонии". Представитель дельфинария отказался от каких-либо комментариев на эту тему.
Два месяца назад дельфин был абсолютно здоров, утверждает бывший ветеринарный врач столичного дель-финария Елена Родионова. Она и ее коллеги считают, что новый коллектив и руководство виноваты в смерти животного.
Внезапная ротация
Кадровый состав московского дельфинария почти полностью сменился весной. 6 апреля в офисе "Утришского дельфинария", которому принадлежат дельфинарии в Москве, Сочи, Кисловодске и Санкт-Петербурге, произошел рейдерский захват. В здание ворвались молодые люди и стали кидать документы и системные блоки в большие клетчатые сумки, вспоминает Елена Васильева, бывшая сотрудница компании, которая присутствовала при захвате.
Новый генеральный директор компании Анатолий Аверин вскоре после этого события выпустил официальное заявление, в котором утверждает, что он получил компанию по закону. По его словам, бывший директор компании Лев Мухаметов продал ему все документы еще в феврале. У самого Мухаметова другое мнение: новое руководство дельфинария заполучило бумаги обманом. С ним оказались солидарны все тренеры учреждения, которые отказались работать под началом нового директора.
Пока нынешний и бывший собственники не могут разобраться, страдают животные. Представитель дель-финария отказался рассказать "Труду" о том, как тренеры и их помощники ухаживают за животными. Зато об этом охотно рассказали бывшие сотрудники.
Мокрая опасная работа
До рейдерского захвата в столичном дельфинарии трудились 10 тренеров с помощниками, пять водных инженеров и два ветеринара, которые присматривали за животными.
Рабочий график у дельфинов был как у людей - пятидневная рабочая неделя, только с выходными в понедельник и вторник. В среду и пятницу было три представления, в четверг - два, а в субботу и воскресенье - четыре. Каждое представление длилось 10-15 минут, чтобы животные не слишком утомлялись.
В дельфинарии тщательно следили за здоровьем питомцев. Каждое утро ветеринарный врач проводил медицинское обследование животных и брал анализы. Кроме того, каждому дельфину полагался сбалансированный рацион из рыбы нескольких видов. Например, московские животные получали горбушу, сельдь, скумбрию, лимонему, терпуг и даже кальмаров. Если кто-то из питомцев дельфинария заболевал, то ему полагалось особое меню. Например, при заболевании желудка - корюшка или форель. Питание животного обходилось в среднем в 40 тысяч рублей в месяц.
Сами дельфины периодически травмировали работников дельфинария. Практически у всех тренеров случались переломы или сильные ушибы. "Все потому, что морское животное - это не кошка или собака. И вылечить его сложнее", - комментирует Елена Родионова. Она вспоминает, что несколько лет назад сломала ребра, когда спускалась делать дельфину укол, - тот просто задел ее хвостом. Получала она за это 16 тысяч рублей в месяц.
Закрытая каста
Работники дельфинариев - узкое сообщество, в которое трудно попасть. Некоторые сотрудники работали в дельфинарии с 1994 года, когда он был основан. До этого они числились в Академии наук учеными-биологами. Специалистов по работе с морскими млекопитающими до сих пор не готовят ни в одном вузе, поэтому для работы в "Утришском дельфинарии" учили новичков самостоятельно. Главное требование к любому сотруднику - умение ладить с дельфинами. К каждому из животных необходимо было искать свой подход. Например, полярный кит Егор был чрезвычайно обидчивым. А за каждое выступление он ждал подходящей награды: чем сложнее номер, тем вкуснее должна была быть рыбка. У другого дельфина, Кати, была привычка дразнить тренеров - хватать какую-либо вещь или игрушку и "прятать" ее в бассейне.
Грешат на новичков
Любовь к животным сыграла с бывшими сотрудниками злую шутку - некоторые из них до сих пор не нашли работу. "Я надеюсь, новые тренеры любят животных и привязаны к ним", - говорит Елена Родионова. С тех пор как она ушла из дельфинария, она так и не нашла себе постоянную работу, только периодически консультирует зоопарки по экзотическим животным.
"Старики" гадают, кто занял их место, и заочно обвиняют "новичков" в смерти животного. Елена Родионова считает, что все они плохо справляются со своими обязанностями. По ее словам, на должностях тренеров трудятся бывшие помощники, а водные техники плохо чистят бассейн. Особое возмущение у нее вызывает новый ветеринарный врач. По ее словам, у него нет опыта, а по образованию он врач-гинеколог. У самой Родионовой, по ее словам, три высших образования - техническое, биологическое и ветеринарное.
Цифры
200 человек работают во всех филиалах компании "Утришский дельфинарий"
200 животных проживают в дельфинариях
18 морских животных сейчас обитают в московском дельфинарии
3 тренера выступают на каждом представлении
Источник: бывшие сотрудники