Итоги проверки обещают опубликовать в конце осени. Пациенты с нетерпением ждут разоблачений, а вот местных врачей такая проверка оскорбила.
Информация о проверке была опубликована в конце прошлой недели в сообществе «Доктор на работе» и вызвала среди участников бурное обсуждение. Врачей, многие из которых работают в тех самых новосибирских поликлиниках, и их коллег из других городов привела в недоумение сама суть такой проверки. «В ней оценивается открытость и доступность информации, комфортность предоставления услуг, доброжелательность персонала – это потребительское отношение! Они уважаемые клиенты, а мы обслуга», – возмущается один из докторов Новосибирска.
Чтобы понять настроения медиков, нужно переместиться из Новосибирска в Самару. Здесь директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Виктор Мокшин заявил, что из-за участившихся жалоб пациентов было принято решение лишать медучреждения премий. Аналогичные меры уже приняли в Нижнем Новгороде, где на сайтах больниц и поликлиник посетители могут оценить работу больниц по ряду параметров – например, по чистоте, приветливости медперсонала, компетентности врачей – и оставить свой комментарий.
Анонимные проверки стали последней каплей в этой серии уроков хороших манер для медиков. Как пояснили в региональном министерстве здравоохранения, в ходе посещения поликлиник «тайные пациенты» обращаются в регистратуру за различной информацией, проводят опросы посетителей, а по итогам заполняют специальную анкету. Получается, проверяющие зачастую составляют свое мнение о поликлинике, ориентируясь на мнения пациентов. А голоса врачей в этой дискуссии игнорируются.
Но ведь им в этом споре тоже есть что сказать. «Кто в таком случае хамство пациентов будет компенсировать? Или, раз они больные, их только понять и простить?» – удивляется терапевт Ирина из Барнаула. «Давайте, раз уж нас проверяют по законам рыночных отношений, с тайными покупателями, простите, пациентами, устанавливать камеры в кабинетах. Пусть они фиксируют, кто кому хамит. Наверняка покажут себя и те, и другие, но так хоть какой-то намек на объективность будет. Мы требуем ответных мер – пусть устроят проверку пациентов. И проследят, как те следуют указаниям врачей, как ведут себя на приеме», – предлагает хирург из Екатеринбурга Олег.
Предложения эти не лишены смысла. Конечно, каждый из нас хоть раз да сталкивался с хамящей теткой из регистратуры или врачом «не в настроении». Но есть и другая сторона медали. Как жителю небольшого города некуда деться от своего участкового врача, ибо другого в радиусе ста километров может просто не оказаться, так и врач на деле не может воспользоваться своим правом на отказ от пациента – по той же самой причине. Вот и приходится всем уживаться в одной больнице, с очередями, с вечной нехваткой денег и взаимным раздражением.
Проверки, в которых разведчики из Минздрава опрашивают одичавших в очередях пациентов, доверия и теплоты отношениям врач – пациент явно не прибавляют. А ведь врачи тоже люди – и тоже обидчивые. И сейчас в них, похоже, действительно будят зверей. «У меня премий никогда не было, так что завидуйте! Буду хамить, сколько душе угодно», – заявляет окулист из Самары...