Главная Культура Афиша 00:06 24 Ноября 2023 8251
Про уродов и людей

На экраны выходит фильм «Дворец» в постановке великого и ужасного Романа Полански

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Гости веселятся и пьют вино урожая 1938 года. Фото из открытых источников.

Мэтр мирового кино ранее представил свой опус на Венецианском кинофестивале, где он неоднократно получал награды. В этот раз случился форменный конфуз: международная критика разнесла «Дворец» в щепы, прозрачно намекнув, что, мол, 90-летнему режиссеру, известному еще и своими сексуальными скандалами, пора на покой. Так что «Дворец» выходит на наши экраны с негативным шлейфом. Но, как ни странно, это только подстегнуло к нему интерес. Рейтинг ожидания нового фильма польско-французского классика взлетел под 100 %.

Роман Полански как-то рассказывал журналистам, что провел Миллениум в шикарном швейцарском отеле, в котором прожигала жизнь мировая элита. Эта ночь поразила и сразила его. «Я увидел во всей красе абсурдный зверинец, который суетился вокруг. Сразу возникла идея снять фильм об этом экзотическом мире. Это должна была быть комедия — немного грубоватая и саркастическая, жесткая по отношению к героям фильма, но не лишенная снисходительности и сочувствия», — так сформулировал Полански замысел фильма, бюджет которого оценивается в 21 миллион евро.

Но пока он обдумывал тему и писал сценарий вместе со своим старинным другом Ежи Сколимовским, с которым они когда-то создали свой первый шедевр — фильм «Нож в воде», горячий скандинавский парень Рубен Эстлунд успел снять «Треугольник печали» на схожую тему. С той только разницей, что поместил действие ленты на борт шикарного круизного лайнера. Идеи, конечно, носятся в воздухе, но фильм Полански сегодня выглядит заведомо вторичным на фоне «Треугольника», удостоенного в прошлом году «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Впрочем, первая треть «Дворца» смотрится вполне лихо. В темпераментно и остроумно снятом прологе фильма мы знакомимся с внутренней кухней отеля, где под руководством вездесущего управляющего (блистательный Оливер Мазуччи) готовятся к наплыву гостей: жарят, парят, приводят в порядок номера. А вот на пороге один за другим появляются богатые постояльцы, которые приехали в швейцарские Альпы, чтобы с шиком отпраздновать Миллениум. Здесь собираются довольно экстравагантные персонажи из разных стран и континентов. Этакая модель современного буржуазного общества в миниатюре.

Управляющий отеля (Оливер Мазуччи) отсчитывает часы до приезда богатых гостей. Фото из открытых источников

Тут и 97-летний нефтяной магнат (Джон Клиз) с молодой, годящейся ему в правнучки розовощекой женой. И манерная французская маркиза (Фанни Ардан) с собачкой чихуахуа. И модный пластический хирург (Жоакин де Алмейда) в окружении своей паствы — изуродованных ботоксом и подтяжками старух. И загорелый американский финансовый игрок Билл Краш (Мики Рурк), внешне подозрительно смахивающий на Трампа. И вышедший в тираж порно-актер (Лука Барбарески), устало отбивающийся от поклонников и поклонниц...

И, наконец, бритый налысо русский то ли бизнесмен, то ли бандит (Александр Петров) с внушительной охраной, полуголыми моделями и набитыми долларами чемоданами от Луи Виттона. Пристроив их в похожее на бункер хранилище, он вместе с братвой смотрит по ТВ знаменитое новогоднее обращение Бориса Ельцина: «Я устал, я ухожу». (К слову, следующее за ним оптимистичное выступление Путина, которое было в оригинальной копии фильма, в нашей прокатной версии почему-то исчезло).

Знакомство с этой пестрой компанией обещает яркую сатирическую комедию. Но постепенно режиссерская комедийная легкость, знакомая нам хотя бы по его виртуозной «Резне», тает, а к середине фильма и вовсе улетучивается. Темп картины тормозит, диалоги становятся вязкими и совсем не смешными. В ход идут прямолинейные и даже скабрезные приемы и метафоры, непозволительные для мастера такого уровня, каким мы привыкли считать Романа Полански.

Собачка, которую кормят исключительно черной икрой, гадит прямо в номере на белоснежные простыни. Хозяйка собачки тем временем соблазняет молодого польского сантехника, суля ему хороший гонорар за секс-услуги. Престарелый магнат умирает во время полового акта под оседлавшей его дебелой женушкой. Порно-актер поневоле демонстрирует соседу по писсуару свое достоинство невероятного размера. Уж чего-чего, а сортирно-генитального юмора я от Полански не ожидал...

Сама новогодняя ночь в трактовке режиссера превращается в оргию чревоугодия. Гости обжираются икрой, омарами, паштетами, ананасами и прочими деликатесами, запивая это шампанским урожая 1938 года. Кого-то мутит, кто-то падает лицом в тарелку. Труп почившего миллиардера, которого выдают за живого, восседает за столом с сигарой во рту. В финале резвая собачка почему-то спаривается с пингвином. Тошнотворное действо, вызывающее рвотные рефлексы не только у персонажей фильма, но и способное отбить аппетит у части зрителей.

Впрочем, вполне возможно, что такого рвотного эффекта Полански и добивался. Социальное расслоение между утопающей в роскоши сверхбогатой прослойкой и армией бедняков во многих странах мира достигло сегодня катастрофических размеров. Но алчные миллиардеры не спешат делиться с неимущими своими зачастую неправедно нажитыми богатствами, предпочитая прожигать деньги в немыслимых кутежах. Об этой проблеме буквально кричит мировое кино последних лет, будь то премированные в Каннах японские «Магазинные воришки», южнокорейские «Паразиты», шведский «Треугольник печали», все творчество британского классика Кена Лоуча и великих братьев Дарденн из Бельгии...

Теперь об этом хриплым, грубым, срывающимся от ярости голосом вопиет еще и Роман Полански. Не случайно единственные персонажи, которые вызывают у него не презрение, а симпатию, — это терпеливые, бессловесные горничные, повара и другая обслуга отеля. Пока богачи обжираются и упиваются в хлам, они встречают новый век в подсобке, напевая «Интернационал». Но власть и деньги имущие это грозное предупреждение не слышат. О чем, возможно, в свое время еще сильно пожалеют...

Афиша 00:01 / 24 Октября 2025 6733
Очарование Поднебесной

В выставочном зале Библиотеки им. Д.В. Давыдова открылась выставка «Путешествие в Китай»

Ирина Свиридова
Труд
Свой стиль Артем Резчиков определяет как «спонтанный артиллеризм», а инсталляция Андрея Мещерякова представляет современное прочтение символов. Фото автора

В районе Шелепихи, в двух шагах от башен «Москва-Сити» с их бешеным ритмом, открылась, пожалуй, самая медитативная выставка «Путешествие в Китай». В экспозиции представлены произведения...

Афиша 00:10 / 24 Октября 2025 6288
Вася Кузякин и голуби

Пермский театр «У Моста» привез в столицу пьесу Владимира Гуркина «Любовь и голуби»

Любовь Лебедина
Труд
Фото из открытых источников

Пермский театр «У Моста» часто гастролирует в Москве. На этот раз он показал в Театральном центре «На Страстном» хорошо известную пьесу сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби»,...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4279
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Музеи Московского Кремля представили выставку, приуроченную к 300-летию со дня кончины Петра Великого

Елена Широян
Труд
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Фото: Сайт ММК

В этом году среди памятных дат — 300-летие со дня кончины Петра Великого. Первый русский император был удостоен множества выставок, но ни одна не говорила отдельно о торжествах, связанных с его погребением....

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

Евгений Миронов исполнил главную роль в спектакле мотивам повести Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Анна Чепурнова
Труд

Президент Александринки Валерий Фокин дебютировал в Театре Наций, поставив спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Главную роль исполнил худрук театра Евгений Миронов, по такому случаю впервые...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2484
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 1801
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 283
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?