Итак, мир отметил 450-летие со дня рождения Уильяма Шекспира. Как известно, он умер в день своего рождения. Пути Господни неисповедимы, и невольно задашься вопросом: жизнь подкидывает сюжеты побогаче книжных — или?..
Борис Куприянов, сооснователь книжного магазина «Фаланстер», замдиректора Московского библиотечного центра
— Вопрос сложный. Сравнивать книгу с реальностью — все равно что пытаться понять, что лучше: синее или зеленое. Книга может вылечить, убить, усыпить. А бывает серая, скучная жизнь. Литература может быть связана с реальностью, а может быть полностью от нее оторвана.
Дмитрий Быков, писатель
— С точки зрения сюжетов, поворотов — жизнь, конечно, интереснее. Зато литература одерживает верх в смысле формы: метафор, гипербол...
Александр Мелихов, писатель
— Нам интересно то, что соответствует нашим потребностям. «Гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» — писал Маяковский. И по-своему был прав. Литература превосходит нашу жизнь в том, что зачастую она прекраснее. Допустим, случилась в городе какая-то трагедия. Теперь представьте, как об этом скажут в новостях, а как это преподнесет театр или художественная книга. Жизнь, безусловно, ужасна, но человек — прекрасен. Это и демонстрирует литература.
Андрей Коновалов, студент
— Разве есть в реальной жизни встречи с инопланетными цивилизациями или путешествия во времени? Творческий мир богаче настоящего, поскольку сочетает повороты обыденности с чем-то совсем новым.
Виктор Ерофеев, писатель
— Хороший вопрос. По глубине и по степени осмысления действительности тот же Шекспир сильнее каждодневных реалий. Но по разливу всех бед, радостей и горя наша реальность ни с чем не сравнима. Чтобы лучше понять действительность, надо окунуться в книгу. Без литературы она будет казаться абсурдом.
Гузель Агишева, журналист
— В 2002-м в «Труд» пришел тихий, упрямый дедок. Всю жизнь он проработал в военном оркестре и всю жизнь искал свою семью, кого-нибудь из родных, с которыми его разлучили в трехлетнем возрасте во время раскулачивания. Помнил, что мама была красавица, еще — как выглядела корова, как он ее боялся и что однажды из-за этого страха вывалился из окна и имел яркую отметину. Куда только не писал — дотошный человек. Историю опубликовали, а через четыре дня со словами «Это мой братик!» пришла в редакцию женщина. Последние 30 лет она жила практически рядом, в Рузе, и тоже всю жизнь писала во всевозможные архивы. Они были счастливы до самой его кончины три года назад. Как говорил герой Владимира Басова, «во сюжет!».