Вчера в Киеве Верховная рада проголосовала за роспуск фракции украинской компартии. Более того, ставится вопрос о лишении КПУ государственной регистрации, то есть, по сути, о запрете. Фракция левых в Европарламенте уже высказалась против запрета компартии как противоречащего правам человека.
Эдуард Лимонов, писатель
— Киев давно хочет избавиться от компартии. Затыкать рты оппонентам — признак тоталитаризма. Миру стоит обратить внимание на происходящее, причем вне зависимости от идеологических пристрастий. Когда приходят за коммунистами, надо приготовиться, что придут и за тобой.
Дмитрий Орешкин, политолог
— Я бы не драматизировал ситуацию. На Украине идет война, чрезвычайные меры все чаще выходят на первый план, а парламентская фракция коммунистов объективно тормозит работу законодательного органа. Жизнь без коммунистов вполне возможна — в более или менее сытых странах компартии неуклонно теряют популярность. Да и в России такое наблюдается.
Леонид Радзиховский, публицист
— Вряд ли официальные лица ЕС станут защищать украинских коммунистов. Обычное лицемерие: на окраинах Евросоюза преследуют даже за советскую символику. Ради обеспечения лояльности к себе Брюссель прощает подобные перегибы в Прибалтике или Польше. А насчет жизни без коммунистов — тут есть один нюанс. Если компартия исповедует марксистские взгляды в современных условиях, ее запрещать ни к чему. Но ни КПУ, ни КПРФ к марксизму как экономическому учению давно отношения не имеют. Это советские фундаменталисты, оставшиеся в давно прошедшей эпохе.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
— Позиция КПУ вовсе не пророссийская, она ориентирована на недовольство жителей востока страны. Но кого это волнует? Любое расхождение с официальным Киевом нынче воспринимается им как национальная измена. Удар по компартии означает то, что взгляды жителей востока Украины не будут представлены в политическом пространстве. При этом важно отметить: гонений на коммунизм как таковой не происходит. Экономическая программа «Правого сектора» мало отличается от идеологии КПУ. Речь о культурно-историческом конфликте внутри государства. Боюсь, в ближайшее время Украина будет напоминать латиноамериканские диктатуры XX века.