Общественная палата предложила Минобороны, Госдуме и администрации президента убрать из текста военной присяги слово «клянусь».
Призывникам определенных конфессий в силу религиозных убеждений тяжело произносить слово «клянусь» — так мотивировал инициативу ведомства председатель комиссии Общественной палаты по нацбезопасности полковник в отставке Александр Каньшин. Профессор РГГУ Анатолий Пчелинцев уточнил, что Евангелие запрещает христианам клясться, и напомнил, что в царской армии для православных позволялось заменять это слово на «обещаю».
Как и следовало ожидать, предложение заставило здание на Охотном ряду дрожать от закипающих в нем страстей. Зампред комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил, что приложит все усилия, чтобы не допустить изменения текста присяги. Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов, напротив, назвал идею позитивной. Глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов возразил: он лично не видит прямой связи между словом «клянусь» и религией. Понятно, что все трое в своем мнении не одиноки.
Прокомментировать ситуацию «Труд» попросил бывшего начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, генерала-полковника, доктора исторических наук и профессора Леонида Ивашова.
«Я против исключения слова «клянусь», — сказал Леонид Григорьевич. — Во-первых, это традиция с вековой историей. Во-вторых, присяга в настоящем виде — это наш основной документ. В-третьих, слово «клянусь» несет в себе политический, социальный и юридический смысл. Когда человеку вручают оружие, вручают судьбу страны, наверное, надо брать с него не только моральные, но и юридические обязательства. Он должен дать клятву, что он будет защищать Отечество. Бояться, что при этом будут чьи-то чувства ущемлены, а тем более обезьянничать не следует. Солдатам, которые отказываются дать такую клятву, — им нельзя давать в руки оружие. Подобная практика существует в большинстве стран, где есть армия».
Напомним, что военная присяга — это не просто красивые слова, ибо переводит давшего ее человека под юрисдикцию военного уголовного права. Принявший присягу солдат за дезертирство, невыполнение приказа командира, а уж тем более за измену родине подлежит суду трибунала — органа куда более жесткого, чем обычный суд.
Наконец, каждый должен заниматься своим делом: солдаты — давать присягу и защищать Родину, а религиозные и общественные деятели — заботиться об общественном согласии и духовном здоровье общества. Из истории мы помним, что бывает, когда об этом забывают. В 1917 году декрет большевистского совета, разрешивший солдатам не подчиняться приказам офицеров, в течение нескольких месяцев развалил российскую армию.