После неполных двух недель войны Израиль и Иран под надзором США и Катара согласились на перемирие, хотя обе стороны в тот же день вновь обменялись ударами. Раздосадованный президент США обругал всех матом в прямом эфире и заставил Израиль ограничиться бомбардировкой только одной цели в Тегеране, чтобы не начинать воевать сначала. Сам Трамп мудро не стал отвечать Ирану за «удар возмездия» по базам США в регионе, заявив, что жертв нет, ущерб незначителен, а Иран, мол, прежде чем «выпускать пар», его предупредил. В общем, бойцы разошлись по углам и стали вытирать кровь с разбитых физиономий. И каждый уверяет: еще немного — и он урыл бы всех...
Не будем лукавить: завершение 12-дневной масштабной войны между Израилем и Ираном при прямом участии США принесло облегчение не только участникам драки, но и всему и без того нестабильному региону, да и остальному миру тоже. А толчок к остановке конфликта дала незаконная американская операция «Полуночный молот». Ранним утром 22 июня американские бомбардировщики B-2 Spirit и подводная лодка ВМС США нанесли удары по ядерным объектам в Натанзе, Фордо и Исфахане. Президент назвал бомбардировку, в которой принимали участие 122 боевых самолета, «великолепной», поскольку «подземные ядерные центры уничтожены». Трамп дал понять, что свержение режима не является его целью и что бомбить Иран он больше не намерен.
Правда, Трампу будет не так-то легко убедить соотечественников, что его вмешательство в ирано-израильский конфликт было во благо стране и миру. 53% американцев накануне выступили против участия ВС США в чужих разборках. Но: что сделано, то сделано. И теперь главным итогом противоречивых заявлений и действий Трампа стало перемирие между Ираном и Израилем. «Возможно, Иран теперь сможет двигаться к миру и гармонии в регионе, и я с энтузиазмом призываю Израиль сделать то же самое», — написал президент США в соцсети.
Он навязал остановку военных действий силой. Однако не забудем: без его согласия и прямого содействия Пентагона и ЦРУ вряд ли Нетаньяху развязал бы эту войну. Тайную операцию «Моссада» по уничтожению военной верхушки Ирана, 18 физиков-ядерщиков, систем ПВО и военных аэродромов нельзя было подготовить без разведданных США. К тому же начальник генштаба ЦАХАЛ Эяль Замир заявил, что Израиль не считает военную кампанию против Ирана завершенной: иранская ядерная программа отброшена далеко назад, однако предстоит новая фаза антииранской операции.
Аятолла Али Хаменеи больше не прячется от ракет и поздравляет народ с победой против режима сионистов. Однако удары по военной и гражданской инфраструктуре, включая нефтедобычу и переработку, дорого встали народу Ирана. Если Тегеран сумеет выторговать снятие санкций за отказ от обладания ЯО, то это откроет перспективы прихода западных инвесторов и возвращения республики на мировые рынки. Но, зная Трампа, можно утверждать, что давление на ослабленный войной Иран усилится, а попытки дестабилизировать политическую систему страны продолжатся. Поэтому Ирану будет вернее опереться на БРИКС и китайский инфраструктурный проект «Шелкового пути», который и был одной из целей военной агрессии.
Израиль считает себя победителем, так как подорвал иранскую ядерную программу. Хотя пропавшие в неизвестном направлении 450 кг плутония не дают спокойно спать Нетаньяху и Ко. К тому же миф о непроницаемости системы израильской ПВО «Железный купол» поколеблен, а агентурные сети «Моссада» в Иране демаскированы. Аналитик IL Fatto Quotidiano констатирует: Израиль обрушил на Иран весь арсенал и поднял сеть диверсантов на территории, но ему не удалось нанести ядерной программе Тегерана критического урона. После бомбардировок завод по обогащению урана в Фордо остался невредимым. К тому же у аятолл под землей в галереях укрыты десятки тысяч дешевых ракет и ресурсы для пополнения. Перед лицом внешней агрессии персы сплотились вокруг духовных лидеров.
Теперь немного арифметики. Одна ракета Arrow 3 стоит 4 млн долларов, и Нетаньяху тратил 1,5 млрд каждые два дня. ЦАХАЛ экономил эти ракеты для защиты ядерного центра в Димоне и прочих приоритетных целей. В итоге Хайфа и Тель-Авив оказались неприкрыты, ущерб инфраструктуре рос. Война в Газе уже обошлась Тель-Авиву в 67 млрд долларов, ВВП Израиля катастрофически падает, инфляция растет. Без американской помощи Израиль бы никогда не выиграл блицвойну против Ирана.
Дональд решился снять свой венец миротворца только потому, что Израиль оказался перед угрозой поражения. Наблюдать за избиением опорного союзника США на Ближнем Востоке 47-й президент уже не мог. В итоге республиканцы теперь выдвигают его на Нобелевскую премию мира, а демократы копят голоса для импичмента за то, что он начал войну без согласия Конгресса. Бывший госсекретарь Энтони Блинкен на страницах The New York Times пугает, что Иран быстро восстановит ущерб, нанесенный ударами США его ядерным объектам. Он даже выразил сомнение в способности американских 13-тонных противобункерных бомб вывести из строя цели на территории Ирана. В общем, все как всегда...
У ближневосточного конфликта есть и проекция на украинское урегулирование. Трамп почувствовал себя на коне в роли миротворца и будет на саммите НАТО в Гааге склонять европейцев к ускоренному миру на Украине. При этом его могут убеждать повторить вариант «мира через силу», что точно грозит Третьей мировой войной. Вряд ли Дональд купится на такое, но сохранение помощи Киеву разведданными и прочим содействием спецслужб он гарантирует. Давление на Москву в плане отказа от жестких условий перемирия будет нарастать.
Как ни странно победителями в кровавой ближневосточной схватке считают себя обе противоборствующие стороны и главный арбитр на ринге, тоже получивший оплеуху на военной базе в Катаре. Сейчас «триумфаторы» зализывают раны, подсчитывают ущерб и оставшиеся ресурсы, празднуют победу, служат молебны, благодарят союзников, ищут предателей и виновных в провалах, клянутся снова быть начеку и ответить врагу, если он не одумался...
И эта музыка обещает быть вечной.