Минэкономразвития предлагает раздавать всем желающим участки земли для занятия сельским хозяйством. Одна из задач — стимулировать россиян переезжать в малозаселенные районы. Участок дадут в пользование на 5 лет, но по истечении 4 лет его можно будет оформить в собственность, если он используется по назначению.
Олег Шеин, депутат астраханской облдумы
— Похожее предлагал Столыпин, и аграрная реформа имела некоторый успех, но потом захлебнулась. Та же участь ждет и это предложение. Хотя я не вижу оснований отказывать в земле гражданам Центральной России. А в Сибири плохие условия для сельского хозяйства, и никто туда не поедет. Государство пытается помогать людям, но делает это как-то криво.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— В принципе идея правильная. Часть земель можно раздать бесплатно, но при двух условиях. Во-первых, гражданам России. А во-вторых, ради обработки. И зафиксировать: так и так, даем в долгосрочное пользование. Положенный срок отпахал — получи в собственность. А надзорные органы пусть раз в год приезжают, смотрят за забор: растет ли что? Иначе при нынешней бесконтрольности земля легко может оказаться у китайцев или выходцев из Средней Азии.
Юрий Болдырев, бывший зампред Счетной палаты, экономист
— Если налоги на электричество, кредиты, газ выше, чем у наших конкурентов, а границы для ввоза товаров после вступления в ВТО открыты, то почти любая экономическая деятельность на земле становится крайне нерентабельной. И второе. Если бы ради исполнения этой реформы взять честных чиновников, то возникли бы основания полагать, что варварских злоупотреблений удастся избежать. Но где их взять, честных? Не удивлюсь, если по факту за территорией будут смотреть чоповцы, а на участках работать таджики. Мозг обычного человека не запрограммирован на поиск любой лазейки. А есть специально обученные люди, которые думают об этом 24 часа в сутки. И эту идею они превратят в способ личного обогащения.
Дмитрий Абзалов, Вице-президент Центра стратегических коммуникаций
— Запрос на реформу, по сути, исходит от бизнеса. Так, по запросу гражданина или юрлица выставляется участок. Отказать можно только в трех случаях: если перед нами часть более крупного участка, если тип земли не подходит под намеченную деятельность или если земля готовится под строительство инфраструктуры. Сложности ожидаются как раз в связи с последним: граждане будут получать земли, но вокруг — ни дорог, ни магазинов. Быстрее всего разберут участки близ объектов инфраструктуры. Останется глухая провинция, ведь близ Москвы и Питера никто и не предлагает землю — ее там мало. Но и в Сибири на юге растет пшеница, а также есть дешевая электроэнергия, что несомненный плюс.