Примета лета: споры вокруг Селигера и слетов «Наших». Пока организаторы, чиновники и просто люди высказываются, откуда берется финансирование молодежных лагерей и надо ли посылать молодых россиян в США и Францию, мы обратились за комментариями к молодежным вожакам.
Виктор Мишин, первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1982-1986 годы)
— В старом виде комсомол ни к чему. Но стране, безусловно, нужна организация, которую общество будет слышать и слушать, которая будет действительно защищать интересы молодых. Возьмем право молодого человека на образование, труд, отдых. Разве все здесь в порядке? «Идущие вместе» и «Наши» — это мертворожденные проекты. Помню, как они жгли книги Сорокина. По-моему, это низко. А сколько денег вкладывалось в подобные затеи! Да за десятую часть дотаций можно было развернуть более полезную работу, чем непонятные шабаши на Селигере. Словом, нельзя строить организацию «сверху». К хорошему это не приведет. А комсомол строился «снизу», и в первые годы советской власти он уж точно был чист от бюрократии и лжи.
Александр Батов, секретарь партии «РОТ Фронт»
— С одним трудно спорить: с 1920-х по 1960-е комсомол был действительно массовой добровольной молодежной организацией, которая реально влияла на общество. Она нужна была в ситуации исторических катаклизмов — бороться, строить, воевать. Но когда все утихомирилось, единство слов и дел было утрачено, мы стали свидетелями разложения организации.
Сейчас повестку диктует буржуазия. Ее интересы не совпадают с интересами подавляющего большинства населения. Потому без махинаций и денег сложно построить проправительственную молодежную организацию.
Павел Пожигайло, член Общественной палаты
— Идея глобального объединения молодежи красивая, но утопичная. Конечно, после распада Союза от комсомола и партии остались и положительные воспоминания. Но сегодняшние реалии другие. Единственная идея рынка — индивидуализм. Думаю, сегодня только религии способны серьезно объединить молодых людей. Религии оперируют вечными, испытанными временем идеалами.
Эдуард Лимонов, политик, писатель
— Мне все равно, что станет с нынешними прокремлевскими движениями типа «Наших» и им подобных. Пусть хоть помрут под забором.