Забавная история вышла со ставшим на днях известным приказом Минпросвещения РФ сократить в 5-7-х классах число уроков английского с трех в неделю до двух. По сообщениям, он вступает в силу то ли на нынешнее 1 сентября, то ли годом позже. Собственно, эти-то разночтения и заинтересовали, а не сам факт секвестра: о нем «Труд» предупреждал еще два года назад в заметке «Обойдемся без английского?». Чтобы разобраться с датами, пришлось поискать оригинал приказа на сайте ведомства. И тут-то стало еще интереснее...
По привычке полезла в новости и анонсы пресс-службы Минпросвещения: наверняка там будет информация о столь резонансном для школьников и их родителей документе (на всякий случай уточню, что приказ еще не подписан). Не сразу, но нашла. Хотя упоминание о том, что «в целях оптимизации нагрузки и рационального перераспределения учебного времени корректируется объем изучения иностранных языков» и что на эти языки в 5-7-х классах будет отведено два часа в неделю — все это спрятано в самом конце пространного текста под заголовком: «Минпросвещения России вводит предмет «Духовно-нравственная культура России». ДНКР появится в расписании в 2026 году и, видимо, заменит оказавшийся лишним урок иностранного.
Но хотелось подробностей. И они обнаружились на Федеральном портале проектов нормативных актов. Там я узнала, что, оказывается, с 22 августа проходит: общественное обсуждение проекта этого самого приказа, которое завершится лишь 6 сентября (похоже, нововведения и впрямь отложат на будущий год). При этом на сайте нет информации об обсуждении. Наверное, и о самой «оптимизации нагрузки» на изучающих английский и прочие языки мы узнали бы постфактум — если бы коллеги из информационного агентства не поленились дочитать скучную новость о ДНКР до конца. Само же ведомство почему-то постеснялось придать широкую огласку своему документу: в «сопроводиловке» к нему на портале черным по белому записан отказ от размещения уведомления об обсуждении проекта — «догадайся, мол, сама».
Будем считать, что догадались. Давайте посмотрим, что же говорят об инициативе школьники — как нынешние, так и бывшие, благо в соцсетях уже неделю вовсю идет «народное обсуждение».
«Как хорошо, что успел уйти в этом году. Сдал ЕГЭ по английскому на 90, он не был основным приоритетом, поскольку я шел в технический вуз. Но и технарю сегодня никуда без иностранного, много учебных материалов только на английском. Или те же научные исследования, журналы... Зря урезали!».
«Не новые же «важные» предметы удалять. Их все добавляют и добавляют стараниями чиновников и депутатов. Так ведь и вовсе можно убрать иностранные языки, чтобы не читали того, что не положено. Зато будем духовно-нравственными».
«В школе не успеваем пройти за учебный год даже 50-60% учебника, не говоря о сопутствующих материалах. А два урока в неделю... Это норма для индивидуальных занятий, а не для 30 учеников. Придется больше платить репетитору».
Впрочем, не все так единодушны. Вот, взгляните. «Лично мне важнее русский. А приходится тратить время на бесполезные уроки английского. Помните, как сказал Жириновский: «Не надо заставлять детей учить английский. Пускай лучше изучают автомат Калашникова. И тогда скоро весь мир заговорит по-русски. Заветы Владимира Вольфовича — в жизнь?». Но таких мнений все-таки меньше. А вопросов по существу больше.
«Самый интересный и очень нужный предмет урезают. Ведь и трех часов для полноценного изучения иностранного языка не хватает, многим приходится заниматься дополнительно. Знание английского обещает приличные зарплаты. Сейчас выгодно работать с Китаем, там английский пригодится. С Мексикой, Кубой, Ираном, Венгрией, Сербией, Бразилией и ОАЭ — вся работа и общение через английский. А его урезают. Кому это на пользу? Стране?».
Да, становится понятным, почему чиновники оказались столь стеснительны. Но для полноты картины приведем мнения родителей. Они были представлены в результатах опроса, который SuperJob провел в мае 2025 года: насколько знание английского важно для вашей карьеры и будущего ваших детей. Каждый второй (51%) отметил, что это ключ к карьерному росту (речь о высокооплачиваемой работе). Кстати, 11% упомянули в этом качестве и китайский язык. Ну а каждый пятый сообщил, что это ему вообще не нужно. Для своих же детей 53% считают необходимым английский (а 28% — китайский), и только 5% уверены, что он им ни к чему.
Так что инициативу Минпросвещения родители чаще не поддерживают. Правда, в отличие от школьников, думают, что основная причина секвестра иностранных языков — не желание «захлопнуть окно в мир», как выразилась одна ученица, а банальная нехватка учителей.
«В малых городах некому учить иностранному языку. Параллель из четырех классов сажают в актовый зал, где урок английского ведет один учитель на всю школу. Или его преподает учитель ИЗО, математики, начальной школы. По мне, лучше никак, чем так. Кому нужен язык, выучит на факультативе, с репетитором или в кружке. Зачем токарю, крановщику, слесарю этот английский сдался? Время только дети тратят зря. И предметы эти новые убрать, побольше физкультуры и подвижных игр, иначе дети, у меня сын и дочь в пятом классе, очень устают. Но кто же услышит! Тут показывали какое-то общее родительское собрание, думала, там услышу что-то дельное — да нет, все в общем», — сетует Ирина Ю. из Свердловской области.
И впрямь, на XII Общероссийском родительском собрании 26 августа (думаю, Ирина его имела в виду) вопросы были явно не те, что реально интересуют многих. А жаль...