В старину уровень цивилизации российских населенных пунктов определялся по наличию социальных учреждений, главным из которых считалась церковь. Оттуда шло и обидное «Эй ты, деревня!», ибо церкви строились лишь в каждом третьем селе. Но самой молодой профессией в стране стал почтальон, появившийся в 1872 году, с образованием единого Почтового департамента (раньше доставкой корреспонденции и грузов занимались ямщики и нарочные). Впрочем, в Санкт-Петербурге внутригородская почта появилась на 40 лет раньше — вместе с 45 пунктами приема корреспонденции. Но это история, пора к современности.
Нынче в Северной столице почтовых отделений более 900. Однако спрос на курьеров за прошлый год вырос на 870%, услугами доставки ныне пользуется каждый пятый житель мегаполиса.
В Новосибирской области «Почта России» закрыла 64 отделения из-за недостатка сотрудников. Местный почтмейстер Александр Завьялов, выступая перед депутатами Заксобрания, сообщил: текучесть кадров в службе составляет 60%. И вот вам иллюстрация. Жительница Новосибирска, собираясь замуж, заранее заказала свадебное платье от производителя, однако посылка с ее заказом потерялась, перестав отслеживаться по трек-номеру. Невесте объяснили, что на «Почте России» еще в 2019 году максимальный процент утерянных почтовых отправлений ограничен 15%. А если потерь больше, на работников отделения накладывается штраф. Полегчало ли от такого объяснения невесте, не сообщается.
По данным сайта «Почты России», где для новосибирцев открыто 97 вакансий, оператору пункта выдачи заказов обещают платить от 28 050 рублей в месяц в сельской местности и до 40 тысяч в областном центре. Зарплата почтальонов колеблется в районе 28-34 тысяч, начальников отделений ищут на 28 тысяч на селе до 67 тысяч в городе. Тогда как среднемесячный заработок в Новосибирской области составил 83 303 рубля. А ведь перечисленные вакансии — основные в почтовом ведомстве: операторы занимают 30% от общей численности, почтальоны — 23%, сортировщики — 16,5%, водители — 14%. И не хватает в первую очередь почтальонов и операторов.
А теперь самое время поинтересоваться зарплатами начальников, начиная с Дмитрия Страшнова, назначенного гендиректором «Почты России» в канун 2013 года, когда в московских аэропортах скопилось более 500 тонн посылок.
Поработавший на руководящих должностях в шведской и французской компаниях, Страшнов начал создавать сеть крупных логистических почтовых центров, предложил другие новшества, и: Пресс-служба «Почты России» сообщила: зарплата Страшнова составляла 460,5 тысячи. Кроме того, ему было выплачено вознаграждение в 95,4 млн рублей за те самые новшества. После чего Генпрокуратура объявила незаконной эту выплату, а прокурор Юрий Чайка добавил, что считает доходы Страшнова «антирекордом и наглостью».
Уголовное дело заведено в итоге не было, сам Страшнов заявил, что премию он получил на законных основаниях. Но компанию покинул.
На его место в июле 2017-го был назначен председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов, а в январе 2019-го СМИ сообщили, что новый глава «Почты России» приобрел в Москве квартиру стоимостью 1 млрд рублей: С тех пор прошли годы, в компанию пришли с проверкой аудиторы Счетной палаты. И даже дошли до вывода, что компания терпит серьезные убытки, хотя денег в нее вливается немерено. Но результаты плачевные. В стране сильно снизилась доступность почтовых услуг — количество почтовых отделений, работающих по сокращенному графику, увеличилось почти вдвое, а к 1 января 2024 года вообще не работало более 6 тысяч, почти 17% от всех отделений «Почты России». Хотя эксперты сообщают, что сегодня регулярные клиенты почты — это в первую очередь жители глубинки, пожилые респонденты, те, кто не пользуется интернетом. Вот их и лишили...
Порядком обветшала и материальная база: в тех самых отделениях средний износ составляет 70%. Перекосившиеся от старости избушки встречаются даже в ближайшем Подмосковье. Глава компании Михаил Волков также жалуется на изношенность техники. А ведь за пять последних лет «Почта России» получила от государства 17 млрд рублей на модернизацию 3355почтовых отделений в сельской и труднодоступной местности. Но в результате забот и хлопот из 60 350 почтовых отделений к 2026 году у «Почты России» осталось лишь 38 тысяч действующих отделений почтовой связи.
Тревогу забил даже Центральный банк России. В ходе «правительственного часа» в Совете Федерации глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что отделения почты закрывались и в этом году, и в прошлом. И если тенденция продолжится, то до 2 млн россиян потеряют доступ к финансовым услугам. «Она имела в виду людей старшего поколения, получающих свои пенсии на дому через почтальонов, — пояснил эксперт Яков Якубович. — Речь идет об отдаленных территориях: Дальневосточный федеральный округ, Камчатка, Магаданская область...» Конечно, это дорого, для компании немалые убытки. Но даже в Великобритании в процессе приватизации тамошней Royal Mail государству пришлось записать на себя универсальную услугу — гарантированный минимум почтового сервиса, поставляемый повсеместно, всегда и по регулируемым тарифам, даже если это убыточно.
В России реформирование «Поч-ты России» тоже не обошлось без государственных вливаний. Всю нынешнюю пятилетку полным ходом параллельно перестраивался управленческий аппарат, структура госкомпании перекраивалась 25 раз, и не без выгоды для чиновников. В результате сменились три гендиректора, штат советников управленческого аппарата вырос на 65%, а фонд оплаты их труда — на 48%, до 179,2 млн рублей. Число заместителей гендиректора доходило до 19, а всего за 2020-2024 годы на этой должности побывали 53 человека, каждый в среднем по полтора года. При этом гендиректору и замам были выплачены в один из годов 239 млн рублей зарплаты и 76 млн премии, а в другой — 347 млн зарплаты и 92 млн премии. И никакой генпрокурор почему-то не назвал эти суммы «антирекордом и наглостью».
Зато Счетная палата в своих выводах прямо записала, что главными причинами убыточности организации стало «отсутствие стратегического направления, противоречивость целей, слабое управление и недостаточный контроль за работой предприятия». Так за что «генералы почтовых карьеров» из года в год получали сумасшедшие зарплаты и премии? При этом в прошлом году, например, зарплата начальника отделения почтовой связи в «Почте России», ежедневно и ежемесячно организующего текущую работу и отвечающего за каждый огрех, составляла на порядок меньше — от 75 до 90 тысяч рублей в месяц (до вычета налогов).
Что же делать россиянам? Надеяться на дальнейшее развитие новых сервисов доставки, составляющих все более серьезную конкуренцию «Почте России»? В интернете их перечисляется несколько десятков, включая СДЭК и Ozon, «Яндекс Доставка» и «Деловые линии», Wildberries и т. д. К примеру, Ozon уже запускает массовый сервис отправки личных посылок по всей России, доступный для любого из 58 млн клиентов маркетплейса — для этого достаточно принести вещь в ближайший ПВЗ. Услуга работает не только внутри региона, но и между регионами. Wildberries вырос как площадка с огромным ассортиментом одежды, товаров для дома и массмаркета, с широкой сетью пунктов выдачи и доставкой прямо до двери. Анализ показывает: не меньше половины сотрудников этих новых сервисов пришли туда именно из «Почты России».
А что же государственная компания? Власть обещает ей очередные огромные инвестиции в 298 млрд рублей до 2030 года. Из которых 40% пойдут на создание логистической сети, обновление транспортно-логистического парка, развитие производственных мощностей. До 30% от общей суммы капитальных затрат планируется направить на модернизацию отделений почтовой связи в крупных городах, расширение сети присутствия, развитие сети банковских и финансовых услуг, оптимизацию форматов обслуживания. Около 20% потратить на цифровую трансформацию компании — оцифровку текущего портфеля услуг, расширение цифровых каналов взаимодействия с клиентами, автоматизацию внутренних процессов.
Еще 10% — на развитие новых продуктовых решений в текущих бизнес-направлениях (запуск платформы цифровых сервисов гибридной пересылки, «облачные услуги» и прочие новшества). Выглядит заманчиво. Но остается вопрос: останется ли столь мизерной, как ныне, зарплата почтовиков? И останутся ли они сами на этой работе? Разве не проще им открыть пункты выдачи заказов на частных маркетплейсах, которые успешно и динамично развиваются без всяких бюджетных вливаний?