Прошлый год был отмечен громким скандалом вокруг Лувра, откуда в октябре украли драгоценности (на фото). Спустя почти четыре месяца все еще ведутся поиски артефактов, связанных с персонажами XIX века, включая Наполеона. Воры схвачены, но их добыча уплыла в неизвестном направлении. И шансов вернуть сокровища короны все меньше. А тем временем кражи в соседних странах подтверждают, что воры действуют уверенно и не без далекоидущих планов. И это уже своего рода традиция.
В 1976 году в Лувре из той же галереи Аполлона, откуда 19 октября унесли императорские реликвии, исчезла парадная шпага короля Карла X. Трое грабителей по строительным лесам проникли в то самое окно, которым потом воспользовались и ловкачи в 2025-м. Но тогда, полвека назад, бандиты были вооружены и ранили двух охранников музея. Шпагу с эфесом, усыпанным бриллиантами, не нашли до сих пор.
Обозреватели критикуют хранителей Лувра за уязвимость: за полвека посетителей тут стало втрое больше (9 млн в год!), а сохранность коллекции только снизилась. Зато внутренний доклад о состоянии безопасности в знаменитом музее, который уже обсуждали в парламенте, берегут от разглашения строже, чем сокровища короны.
Музейная кража произошла на днях и в Нидерландах в Музее серебра в Дусбурге. Масштабы утраты не сопоставимы с парижскими, зато способы грабежа схожи. Городок этот (11 тысяч жителей) славился собранием серебряных предметов. Оно привлекало туристов. В музей при местной церкви Св. Мартина неизвестные проникли ночью, взломав дверь, невзирая на видеокамеры. Из разбитых витрин вытащили более 300 экспонатов, проигнорировав хранящуюся рядом керамику.
В числе украденных предметов много столовой утвари, прежде всего сосудов для горчицы: ее в тех краях производят с XV века. Пропала и особо ценная для города горчичница с гербом Дусбурга. Утраты не сводятся к суммам. «Культурную и историческую ценность коллекции невозможно выразить в деньгах», — скорбят на сайте музея. Полиция ведет расследование, музей пока закрыт. Хранители и детективы опасаются, что предметы будут попросту переплавлены.
Подобная варварская участь вряд ли грозит золотому кольцу с пятью бриллиантами, которое принадлежало Наполеону Бонапарту и было украдено в декабре из музея в бельгийском городе Женап. Двое неизвестных взломали «Последнюю штаб-квартиру Наполеона» , похитив наряду с кольцом императора другие ценности. В их числе золотые и серебряные монеты наполео-новской эпохи. Нельзя исключать, что кража совершена для кого-то из тех, кто одержим наполеоникой.
Кольцо с бриллиантами было найдено после бегства императора, потерпевшего поражение при Ватерлоо 18 июня 1815 года. В целом же, отступая с поля боя, Наполеон оставил победителям две кареты личных вещей, включая награды и драгоценности. Теперь о таких мечтают собиратели. По военной традиции той эпохи трофеи стали добычей солдат. Лишь немногие, в том числе шляпа и шпага Бонапарта, были переданы королю Пруссии Фридриху Вильгельму III. На аукционе Sotheby’s недавно продали бриллиантовую брошь Наполеона I из этих сокровищ.
Последняя резиденция императора, где Наполеон когда-то разместил свою Ставку при Ватерлоо, была защищена системой сигнализации, но прибывшая по тревоге полиция не застала похитителей. Украденные артефакты сложно реализовать на обычном артрынке, что повышает риск бесповоротной утраты. Зато дает надежду, что драгметаллы не были единственной целью злоумышленников.
И здесь логика возвращает нас к 19 октября, когда был ограблен крупнейший музей Франции Лувр. Утром того дня, едва музей начал работу, похитители проникли в галерею Аполлона и за семь минут вынесли девять исторических драгоценностей. Среди похищенного — и-зумрудная парюра Марии-Луизы, второй жены Наполеона I, и корона императрицы Евгении, супруги Наполеона III. Общую стоимость украденного в Лувре оценили в 88 млн евро. Но и тут потерю невозможно оценить только в деньгах...
При этом, как считают в силовых структурах, эти артефакты все еще находятся во Франции. Есть ряд гипотез, куда могли попасть реликвии. Представить их в тигле ювелира, когда украшения филигранной работы станут просто металлом, согласны немногие. Куда вернее предположение о краже «под заказ» с целью пополнить чью-то тайную коллекцию, известную лишь особо доверенным лицам. По словам прокурора Парижа, кражу совершили люди, далекие от мира настоящей организованной преступности. Но подготовка велась явно профессионально.
Следствие работает и с версией о возможных иностранных заказчиках. Альтернативная версия: традиционные криминальные структуры наняли «незаметных» исполнителей, чтобы не засветиться. Но главный вопрос, для кого совершена «кража века» (именно так именуют нынешнее ограбление Лувра, которое многие сравнивают со знаменитым похищением «Джоконды»), остается открытым.
Тогда в 1911 году, напомню, итальянец Винченцо Перуджа вынес из Лувра картину Леонардо да Винчи. Два года поисков и шумиха в прессе превратили «Мону Лизу» в икону живописи, в самое знаменитое произведение искусства на Земле. Кража «Джоконды» произошла не ради наживы: стекольщик из Флоренции верил, что возвращает на родину утраченный шедевр. С подобным фанатизмом могут столкнуться и сыщики, ведущие расследование пропаж из Лувра или бельгийского музея в Ставке Наполеона. Как знать, не стоит ли за этими похищениями кто-либо из мирового содружества коллекционеров наполеоники? Этот узко элитарный круг людей, увлеченных судьбой Наполеона Бонапарта, объединяет страсть к периоду Первой французской империи и личности самого творца империи.
Эксперты отмечают: это не массовое хобби, здесь фигурирует круг посвященных, как правило, весьма состоятельных: аристократы, бизнесмены, профи экстракласса. Многие из этих коллекционеров живут во Франции, Италии, Великобритании, США. И, что особенно интересно, в воевавшей с Наполеоном России!
Ценят они не просто старинные вещи, а предметы, напрямую связанные с Наполеоном, его семьей, маршалами и великими битвами. Пик в этой иерархии ценностей — личные вещи Наполеона (от знаменитой треуголки до дорожного несессера и столовых приборов), а также документы и рукописи: автографы, письма, особенно надиктованные с острова Св. Елены. Востребованы также оружие и униформа (пистолеты, шпаги, мундиры, ордена Почетного легиона), предметы искусства того периода, артефакты с мест сражений.
Многие «бонапартисты» ощущают себя не просто собирателями. Для них важна сопричастность к великой истории, к легенде. Фигура Наполеона по сей день овеяна романтическим ореолом, что подстегивает страстные натуры к обладанию его реликвиями.