Падение экономического роста ощутимо бьет по карману. По данным Минтруда, количество россиян, переведенных на неполный рабочий день или неделю, превышает 250 тысяч человек. А Росстат сообщил: просроченная задолженность по зарплатам на конец декабря превысила 2 млрд рублей — в 2,3 раза больше, чем годом раньше. Основная причина — отсутствие у предприятий средств. То есть люди работают, а им не платят.
Самыми злостными должниками перед работниками статистика называет строителей: на них приходится почти четверть общей задолженности. При этом одного лишь построенного за прошлый год, но не проданного жилья в стране числится 68%, или 78 млн кв. метров. Казалось бы, сбрось цену немного — и проблема будет решена. Но вместо этого в первом полугодии 2025-го квартиры в новостройках подорожали на 17,9% год к году, и средняя стоимость каждой выросла до 9,7 млн. А у 95% россиян на банковских вкладах лежит меньше 1 млн рублей. То есть даже на оплату первого взноса по ипотеке мало кому хватит.
Застройщики утверждают, что снижению цен на новостройки мешает «проектное финансирование». Деньги на строительство и продвижение проекта выдает банк, и при высокой ключевой ставке дорожает не только ипотека, но и кредитование, отсюда и возросшие расходы. А к этому добавьте рост себестоимости строительства: цены на материалы ползут вверх, сохраняется нехватка трудовых ресурсов. То есть без специальных мер со стороны правительства снижения цен на дома и квартиры в стране не ожидается.
Но немногим лучше ситуация в здравоохранении и социальных услугах, где долги по зарплате составляют 16,6%, или 330 млн рублей (в переводе на оклады врачей это 2,5 тысячи человек, оставшихся без денег, а если на медсестер — около 5 тысяч). В образовании без зарплат остались почти 3,5 тысячи педагогов, и это далеко не самые богатые граждане России.
По закону это как минимум наказуемо. Формально никакие причины не освобождают работодателя от обязанности выплатить компенсацию сотруднику за просрочку обязательных выплат. Но практика показывает: для восстановления справедливости работнику приходится обращаться в суд, терять время, чтобы получить по ставке Центробанка всего лишь около 130 рублей за каждый день просрочки. Оно того стоит?
Теоретически можно попробовать добиться компенсации за моральный вред. Но реальная практика показывает, что возмещение морального вреда в нашей стране является чем-то абстрактным и почти недоказуемым. Хотя, в соответствии с постановлениями пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004, Фемида должна удовлетворять требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, «исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости».
Но реальных примеров признания разумным и справедливым суммы, на которую можно безбедно жить без зарплаты, судебная практика пока не знает. Увы...
