В воскресенье, 8 февраля, российские авиаторы отметят свой профессиональный праздник — День «Аэрофлота», учрежденный еще в 1979 году. Тут самое время напомнить: когда в 1970-м «Аэрофлот» вступил в Международную организацию гражданской авиации ICAO, он был одной из крупнейших авиакомпаний мира, летал в 59 государств и обеспечивал четверть мирового объема авиаперевозок. А как вам такой взлет? 1 ноября 1977-го стартовали регулярные рейсы из Москвы в Алма-Ату на сверхзвуковом лайнере Ту-144. Что ни говорите, а это был прорыв.
Ну что, плывем дальше по волнам памяти? В 1980 году отечественный авиапарк пополнился широкофюзеляжным Ил-86, вмещавшим 350 пассажиров. Тот лайнер, прослуживший стране более 30 лет, до сих пор считается самым безопасным в мире: он не угробил ни одного пассажира! А всего с конвейера Воронежского авиазавода вышло 108 таких отличных машин.
Потом поднялся в небо и дальнемагистральный Ил-96 — просто подарок для огромной страны. Его списание на землю до сих пор вызывает возмущение у многих специалистов и просто пассажиров, на нем успевших полетать. Кстати, в том же КБ до сих пор теплится надежда на давно разрабатываемый двухдвигательный вариант того же самолета. И споры вокруг него продолжаются много лет. Вот их отголоски. «Топливозатратный? Надо было нашей стране, не самой бедной по части добычи углеродов, не торопиться с его списанием, а продолжать эксплуатировать до появления более экономичной собственной модели. Призрачная же надежда на то, что заграница нам поможет, сегодня окончательно привела нас в тупик», — считают эксперты. И ведь они правы. Доживающие у нас ныне свой век эрбасы и боинги из-за дефицита запчастей и обслуживания становятся ненадежными, а перспектива скрылась где-то в тумане.
Кстати, из истории борьбы за безопасность полетов, по поводу которой сегодня все больше тревог и сомнений в отрасли. Не так давно журнал «Гражданская авиа-ция» опубликовал статью из номера за 1931 год пилота Смирнова под кричащим заголовком «Поднять ярость масс на борьбу с аварийностью!». Конечно, наивно смотрятся подобные призывы. Но ведь, несмотря на последствия разрушительной Великой Отечественной войны, тогда этот показатель был доведен до одного из лучших в мире. Сегодня же, по выражению известного авиационного писателя, бывшего пилота Валерия Хайрюзова, наша крылатая отрасль прилагает титанические усилия, чтобы сохранить то, что нынче приходится донашивать из советского наследства. Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов на сей счет еще более категоричен: «Элементарный расчет показывает, что в 2029 году нам летать уже будет не на чем». И это не прогноз, а приговор той системе, в которой годами бравурные доклады заменяли реальную работу.
Журналистов, пишущих об авиации, и экспертов, трезво оценивающих ситуацию, сегодня нередко упрекают чиновники: вы-де слишком увлекаетесь недостатками, не замечая сделанного. Но когда разговор доходит до свершений, он очень быстро завершается: говорить-то особо не о чем! А факты и цифры — вещь упрямая. Спуститься с четверти объема мировых авиаперевозок до 3% — это, по-вашему, как, успех? Годы идут, менеджеры, обещавшие стране взлет, пересаживаются в другие кабинеты, а погода между тем грозит окончательно стать нелетной...
И все же не хочется завершать эти рассуждения на печальной ноте. Давайте поздравим многотысячную армию авиаторов с их профессиональным праздником. Ведь это о них написал еще один авиационный писатель, командир Ту-154 Красноярского авиаотряда Василий Ершов: «В авиации так: ты отвечаешь за все! Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю в рамки, которые жестоки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации».
Держитесь, дорогие пилоты, диспетчеры, инженеры, бортпроводники, сотрудники наземных служб, авиационные медики! У вас действительно сегодня работа непростая. Но хочется верить, так будет не всегда, и небо еще прояснится. С праздником!