Отечественный мессенджер МАХ (отметим, что до сих пор не очень понятно, как это читать по-русски: «Макс» или «Мах»), едва успев появиться на свет, стремительно набрал такую популярность, что в Госдуме пригрозили законопроектом о признании иноагентами тех, кто плохо отзывается о приложении.
Глава комитета Госдумы по информационным технологиям и связи Сергей Боярский, более известный как «сын д’Артаньяна», пригрозил тем, кто будет критиковать национальный мессенджер МАХ, проверками на предмет наличия «иностранного влияния» с безрадостной перспективой пополнить ряды иноагентов. Правда, потом Боярский как-то не по-гасконски отрулил назад и начал говорить, что его неправильно поняли, все выдернули из контекста. И что «обоснованная критика не запрещена, но сознательная дискредитация сервиса может быть происками врагов России, поэтому каждый такой случай нужно проверять». Как он собирается отличить одно от другого, Сергей Боярский не пояснил.
Хотя шутки действительно кончились. Роскомнадзор весьма кстати лишил граждан возможности звонить друг другу посредством главных конкурирующих мессенджеров — Telegram и WhatsApp: мол, там мошенники всех разводят на деньги (согласно личному опыту и статистике ЦБ, мошенники как раз предпочитают обычную телефонную связь. — «Труд»). Правда, новость о мошенничестве в МАХ появилась очень скоро, но ее тут же затмили сообщением о поимке сообщника злодеев. Будто это что-то принципиально меняет.
Тем временем на биржах микрозадач были замечены задания по написанию положительного отзыва про МАХ с присвоением последнему пяти звезд в магазинах приложений. На Qcomment, например, за это платили по 16 рублей. Ну что ж, это тоже продвижение, хотя и не совсем честное. А некий пользователь установил МАХ на компьютер, и тут выяснилось, что приложение через определенные промежутки времени само пытается включить камеру и микрофон с только одному ему понятной целью. Представители мессенджера выступили с опровержением наличия таких чудо-возможностей. Вы поверили? Вот и я тоже...
Понятно, пожалуй, одно: тревоги и вопросы по поводу нового мессенджера возникли не на пустом месте, и в такой ситуации требуется терпеливая, вдумчивая и доброжелательная работа по ознакомлению с возможностями и особенностями национального продукта, а не оголтелая реклама и тем более не угрозы в адрес сомневающихся. А когда на сцене появляется депутат, грозящий всем недовольным иноагентством, невольно хочется держаться подальше от новинки. Правило известной домоуправши из «Бриллиантовой руки» «Не будете брать — отключим газ» не всегда работает. Не учтем все замечания и улучшимся, не выиграем конкуренцию, а сразу по морде: Хорошо ли это?
«По-моему, это перебор, — считает депутат Мосгордумы Александр Даванков. — Как предприниматель знаю на собственном опыте: критика — это неотъемлемая часть процесса улучшения любого продукта». Как справедливо заявляет Даванков, нужно «работать над улучшением сервиса, добавлять уникальные функции и делать продукт удобным», а не грозить санкциями за критику и не затыкать людям рты. «Если MАХ — действительно хороший современный продукт, — продолжает Даванков, — он станет популярным благодаря качеству, а не угрозам».
Но, похоже, «продвижение через силу» уже вошло в привычку. Помните, недавно другой депутат Госдумы, Николай Новичков, предложил штрафовать россиян за критику отечественной продукции. Он, кстати, доктор экономических наук и вроде бы должен понимать экономические реалии, но все равно намерен внести соответствующий законопроект. Считает, что осуждение продукции из России — «непатриотичное преступление», а поэтому за это нужно вводить штрафы. Странно, что сразу не сажать...
По мнению Новичкова, у российских производителей «должен быть абсолютный приоритет во всех сферах» — от рынка до промышленности. Повторю: это говорит экономист со степенью. Который планирует защитить своим законопроектом «всю российскую продукцию». Мы бы и рады хвалить все отечественное, но, боюсь, на всех желающих рассыпать комплименты не хватит даже отечественных чайников и пылесосов, не говоря уж о более серьезных предметах гордости.
Если же вернуться к противоречивым предложениям законодателей Боярского, Новичкова и депутата Мосгордумы Даванкова, то хочется привести дискуссию к общему знаменателю. А вывод тут такой: любой продукт, даже национальный, не становится лучше в результате пополнения списка иноагентов. Так что тут прав Даванков, а не его коллеги из Госдумы.
