Впереди каникулы - целых десять дней! Россиянам, предпочитающим активный отдых, все еще есть из чего выбрать. Не будем сейчас про Куршавели и Мальдивы, мы теперь скупее стали в желаньях. Но и доедать позавчерашние салаты и холодцы тоже не обязательно. Европа от нас отдалилась, но еще год назад лыжники проверили трассы в Московской, Ленинградской, Псковской, Мурманской областях, отправились покорять Урал, Кавказ, Алтай. Да и рядом с любым областным центром теперь есть загородные гостиницы. Правда, спортивная инфраструктура на новых зимних курортах пока сильно отстает даже от тех российских, что давно известны.
Среди знакомых мне активных физкультурников по соотношению «цена-качество» чаще других отмечают Алтай, а также регион Минвод, которые в новогодние праздники больше подходят для пробежек, велоспорта и футбола на открытом воздухе, чем для лыж.
В чем сервис на зимних российских курортах явно уступает зарубежным? Цены на подъемники выше европейских. И если в Швейцарии, Австрии или Италии купишь ски-пасс, то на нем можешь кататься по всем склонам окрестных гор – система канатных подъемников охватывает 150-250 км местных трасс, с разнообразной природой. Эта карта оплачивает даже городской транспорт и горные поезда. А еще его можно купить с большой скидкой. Тогда как на наших горнолыжных курортах обычно ограничиваешься выбором из двух-пяти трасс. А то и вовсе до отупения гонять по одной и той же, вверх-вниз…
Экскурсии наши тоже отстают от уровня Европы или, к примеру, Израиля. Цены зачастую завышенные. В Кисловодске экскурсии могут стоить в 2-4 раза дешевле, чем аналогичные в соседнем Дагестане – там порой требуют по 4-5 тыс. рублей на человека в день.
Прокат лыж у нас в среднем дешевле, чем на еврокурортах. Но состояние их часто неудовлетворительное – «дрова», особенно горные. Лучше везти свои лыжи. Тем более, некоторые российские авиакомпании за лыжи, как негабаритный багаж, платы не берут.
Для большинства россиян Альпы закрыты, так что популярнее станут турецкие горнолыжные курорты. Тот самый Эрзерум, куда Пушкин добрался на лошадиной тяге, даже претендовал на зимнюю Олимпиаду 2026 года. Главный недостаток, который обнаружили гонцы из МОК – там нет санно-бобслейной трассы. Сооружения дорогого, но для массового туризма не нужного. Зато лыжные склоны и трассы там больше ориентированы не на большой спорт, а на физкультурников. И сервис не хуже, чем в Анталии. В Эрзуруме и вокруг много старины и интересных объектов культуры. От мест, где снег лежит 9 месяцев в году, и до вечнозеленых субтропиков можно доехать за час и сменить лыжи на велосипед или даже виндсерф. Одно «но»: до 10 января самые дешевые рейсы из Москвы до Эрзурума – 35 тыс. рублей, с двумя пересадками.
Бурно растет зимний туризм в Китае: в стране построили 700 горнолыжных курортов, многие на севере, у границ с Россией. Китайцы охотно приобщаются к лыжам и особенно к сноуборду. Можно найти гостиницу за 200 юаней (2500 рублей) в сутки по системе «все включено. Однако российские турагентства в основном предлагают туры, не связанные со спортом и активным образом жизни, или задирают цены.
В общем, непроста дорога к снежной сказке. Но проблемы остаются позади, когда ты после шумного города окажешься на живописной лыжне или на горном склоне. Оно того стоит!