Зимнее трансферное окно в высшем дивизионе российского футбола открылось с 23 января, но некоторые клубы РПЛ уже резко рванули вперед, не жалея денег на покупку новых игроков. Так, ЦСКА сразу же приобрел опытнейшего Дмитрия Баринова и молодого Максима Воронова, потратив на каждого, по неофициальным данным, по 2 млн евро. «Динамо» поспешило купить у бразильского «Ботафого» Дэвида Рикардо за 6 млн евро. «Краснодар» за 3,2 млн евро выкупил из аренды Валентина Пальцева, но основные затраты у действующего чемпиона РПЛ придутся на покупку ударного форварда, который смог бы заменить ушедшего лидера атак Джона Кордобу:
Питерский «Зенит» на сей раз, напротив, действует не спеша: избавившись от дорогостоящих Жерсона (27 млн евро) и Кассьерры (7 млн евро), самый богатый клуб России теперь высматривает точечные усиления для и без того мощного состава и будет этим заниматься до самого закрытия трансферного окна — до 19 февраля. Задача поставлена серьезная: достойно отметить столетие клуба в третий раз подряд! А без чемпионского звания самые рьяные питерские фанаты юбилей опять могут не засчитать. И что тогда делать? Остается только выигрывать золотые медали. Так что даже разговоры об увольнении Сергея Семака стихли.
Можно также предположить, что теперь легионеров уже не будут скупать пачками. Во-первых, взят курс на постепенное ужесточение лимита на них. Во-вторых, будем надеяться, что клубы РПЛ извлекут уроки хотя бы из казусов недавних, полугодичной давности. Дело в том, что из числа самых дорогих покупок лета-2025 клубы РПЛ уже сейчас избавились либо твердо намерены избавиться от восьми дорогущих футболистов, в том числе от пятерых иностранцев. Почему столь неэффективно работает система скаутов в наших клубах?
Главный ляпсус предыдущей трансферной кампании — приобретение «Зенитом» бразильца Жерсона, за которого клуб заплатил более 25?млн евро, что стало второй по величине суммой покупки из «Фламенго» после Винисиуса Жуниора. С этим игроком подписали пятилетний контракт до лета 2030 года с зарплатой 6?млн евро «чистыми» в год. С Жерсоном летом также активно вел переговоры саудовский «Аль-Наср», но бразильский полузащитник почему-то отказался от более щедрого предложения из Саудовской Аравии (зарплата 8,5?млн евро в год) в пользу российского клуба. Странно, не правда ли? Кроме того, переход его в российский клуб был отложен до окончания выступлений «Фламенго» на Клубном чемпионате мира по просьбе самого футболиста.
Как всегда в подобных случаях, возникают два любимых вопроса: кто виноват и что делать? Пример Жерсона — другим наука. Почему столь мастеровитый полузащитник, сыгравший за национальную сборную Бразилии 14 официальных матчей, так бледно выглядел в российском чемпионате? Напомним, что у него в карьере много и других титулов, в том числе: чемпион Бразилии 2019, 2020 годов, обладатель Кубка Бразилии 2024 года, Суперкубка Бразилии 2020, 2021, 2025 годов и Кубка Либертадорес 2019-го. И футболист-то по нынешним меркам в самом расцвете сил — лишь 28 лет. И если уж допущен столь нелепый промах по части трансферной политики, то как избежать подобного в ближайшем будущем?
Вот что корреспонденту «Труда высказали лидеры нашей сборной разных поколений.
Владимир Пономарев, защитник сборной СССР в 1963-1969 годах
— В советском футболе ценилось постоянство. Переходили игроки крайне редко — только в ЦСКА и «Динамо» на срочную службу. Считаю, что даже в Европе частые переходы сплошь и рядом идут не на пользу самим футболистам в первую очередь. Конечно, богатым клубам приходится быстро усиливать свои составы, не дожидаясь, пока вырастет своя молодежь. Но даже в странах с успешно развивающимся футболом далеко не всегда получается новичкам быстро адаптироваться к новым партнерам, да и тренеры мучаются с ними. А сплошь и рядом и вовсе не удается вписаться в новую команду и приходится искать новую или возвращаться в старую.
А в нашем футболе практика частой смены клуба и вовсе приняла уродливые формы. Соболев — яркий тому пример. Ушел из «Спартака» — и стал играть хуже, не может приблизиться к прежнему уровню. Агенты в нашем футболе имеют еще больше влияния, чем в европейском, и влияние плохое. Они бесполезная прокладка между футболистом и клубом. И когда они стремятся протолкнуть своих игроков и самим заработать на этом — от этого сплошь и рядом вред. И клубам, и футболистам. Тренеры команд должны, как в былые времена, сами ездить по разным городам и высматривать достойных кандидатов, а не доверять деятельности агентов, этих паразитов, которым почему-то благоволит РФС.
Александр Мостовой, полузащитник сборных СССР и России в 1990-2004 годах
— В европейских клубах, даже очень сильных и успешных, тоже сплошь и рядом совершают покупки, которые потом не оправдываются. Но ситуация с Жерсоном уникальна. В нынешних российских условиях держать в запасе легионера, за которого заплатили 25 млн евро? Это абсурд! Приобретают футболиста за громадные деньги и сажают его на скамейку. Притом что она в «Зените» и так перегружена, причем дорогими игроками. Я мог бы еще понять, если бы команда выступала в еврокубках и требовалась ротация состава. Но тут совсем другой случай. К счастью, сейчас «Крузейро» забирает Жерсона к себе, и «Зенит» частично компенсирует свои лихие расходы. Но я как бывший футболист сочувствую моему коллеге — игроку высокого уровня, выступавшему даже за сборную Бразилии, что он за семь месяцев провел в составе «Зенита» лишь 15 матчей, считая все турниры, и забил только два гола:
Тут на память приходит известная поговорка: «Деньги есть — ума не надо». В самом деле, зачем покупать дорогих иностранцев на позиции, где уже играют дорогие иностранцы? Во-вторых, уже давно министр спорта Михаил Дегтярев официально объявил, что намечается ужесточение лимита на легионеров. Или в клубах надеялись, что будет, как когда-то при Виталии Мутко: пошумели, поговорили о сокращении легионеров в российских клубах и: благополучно забыли. В-третьих, сейчас и государственные, и региональные бюджеты вряд ли будут выделять столько же денег, сколько давали недавно. А многих спонсоров наш футбол и вовсе лишился. Как и доходов от участия в еврокубках.
Да и с паспортом болельщика до сих пор никак не могут решить вопрос, а стало быть, бюджет клубов РПЛ значительно недобирает от продажи билетов, потому как посещаемость стадионов значительно ниже, чем была до эпохи пандемии.
А пока «Зенит» и некоторые клубы РПЛ шикуют (по российским меркам), другие на ладан дышат. Самарские «Крылья», еще недавно показывавшие интересную игру и подготовившие в своем составе несколько кандидатов в сборную России, теперь пребывают в нужде: руководство области урезало финансирование, одни партнеры отказались тратиться на команду, а другие и вовсе требуют рассчитаться по долгам. Председатель совета директоров Дмитрий Яковлев назвал новую дату погашения задолженности — 3 февраля, но РФС поторопился наложить санкции и уже запретил клубу приобретать новых игроков, даже в экономварианте статуса свободных агентов. В футбольных кругах специалисты говорят, что в аналогичной или близкой к тому ситуации пребывают еще несколько клубов высшего дивизиона, просто пока процесс бедствия протекает за закрытыми дверями.
В общем, скромнее надо быть — и люди на трибуны потянутся. Других рецептов пока нет.
