На заседании комиссии по административной реформе правительства Москвы обсудили способы повышения доступности центров государственных услуг. В частности, было решено некоторые из них перевести в электронный вид.
«Чтобы достигнуть максимального эффекта, необходимо, чтобы эти услуги предоставлялись исключительно в электронном виде, тогда мы точно отследим регламент работы, уменьшим коррупцию, и будет проще анализировать работу и устранять те проблемы, которые там существуют. Поэтому мы из 14 услуг должны в этом году перевести более 10 исключительно в электронную форму», — заявил на заседании мэр Москвы Сергей СОБЯНИН.
Переход на электронную форму произойдет уже до конца этого года. Эксперты отмечают, что новый подход позволит полностью исключить коррупционную составляющую в работе. Кроме того, электронный документооборот гарантирует сокращение сроков на подготовку документов и отсутствие волокиты. На электронную форму в землепользовании Москва переходит одна из первых в России.
Глава города подчеркнул, что информацию о нововведениях необходимо как можно раньше донести до бизнес-сообщества и даже организовать специальную телефонную линию для предпринимателей. «Очень важно, чтобы работал кол-центр или горячая линия, для того чтобы вы могли своевременно и качественно разъяснить, что необходимо сделать, как заполнять электронную форму», — отметил мэр.
В настоящее время на портале городских услуг доступно 14 госуслуг в сфере земельно-имущественных отношений. Количество обращений за данными услугами возросло с 48 в 2012 году до 1367 в прошлом году.
По словам заместителя мэра Натальи СЕРГУНИНОЙ, переход произойдет с 1 августа, теперь в электронном виде можно будет получить такие документы, как копии правоустанавливающих документов, о предоставлении земельного участка в собственность, о прекращении и предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования, об изменении адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования и другие. При этом предоставление данных услуг в традиционном виде — на бумажных носителях — будет прекращено.
Также в ходе заседания участники обсудили еще одну актуальную тему — как сократить очереди в центрах госуслуг. Надо отметить, что уже сейчас они работают по максимуму. В настоящее время центры открыты семь дней в неделю с 07.00 до 20.00. Ежедневно они обслуживают более 60 тысяч человек и предоставляют 141 услугу.
«Сейчас уже мало кто помнит, но еще совсем недавно ситуация по обслуживанию жителей Москвы при получении госуслуг была принципиально иная. Было много посещений, для того чтобы получить услугу. Кроме того, не было единого стандарта, комфортного стандарта, учитывающего потребности наших жителей. Но по мере развития проекта центров госуслуг в Москве такой стандарт был принят, и одним из его основных параметров является время ожидания», — рассказала директор центров госуслуг города Елена ГРОМОВА.
Раньше из 100 человек 80 ждали сверх норматива, среднее время ожидания было 40 минут, а сколько людей ждали часами? Это были десятки, сотни и тысячи человек! Сейчас, по словам экспертов, из 100 человек лишь один ждет более 15 минут, а среднее время ожидания составляет 5 минут. За последнюю неделю оно было даже чуть меньше. Результаты впечатляющие, они говорят, что метод оказался эффективным.
«Опыт, накопленный центрами госуслуг, достаточно большой и интересный, поэтому я прошу сделать типовую методологию управления очередями, которую можно было бы применять не только в центрах госуслуг, но и в других учреждениях Москвы, и там, где идет большой поток людей. Также в открытом доступе должна быть возможность того, чтобы наблюдать, где, в каких центрах у нас создаются очереди, чтобы людям было проще ориентироваться», — сказал мэр.
Кроме сокращения времени ожидания центры госуслуг могут похвастаться и другими изменениями, которые позволили значительно улучшить качество обслуживания населения. В частности, были разделены окна приема на «длинные» и «короткие» услуги, внедрена система электронной очереди и предварительной записи, введено SMS-уведомление о готовности заказанных документов, введены системы рейтингов загруженности центров и оценки качества работы. Также для удобства граждан в центрах созданы зоны электронных услуг, которые позволяют гражданам получать услуги самостоятельно или с помощью консультантов без обращения в окно приема.
По итогам заседания мэр столицы дал поручение распространить опыт управления очередями центров государственных услуг на другие городские органы власти и организации, ведущие прием посетителей.