К выражению своего недовольства туристы подходят еще более творчески, чем к пожеланиям. Немецкий журналист Алекс Фрелих тоже заинтересовался вопросом, на что жалуются туристы во всем мире, и даже написал целую книгу под названием «75 миллионов долларов за слишком горячий кофе». Вот несколько примеров из нее.
Один мужчина, отдохнув на Майорке, потребовал, чтобы туроператор вернул ему 1500 евро. В качестве причины он указал «негармоничные половые отношения». Дело в том, что вместо двуспальной кровати в его номере стояло две односпальных, сдвинутых вместе. А потому отдыхающему «не довелось за все 14 дней отпуска пережить мирное и гармоничное засыпание и совместный сон» со своей спутницей. Кровати, как написал мужчина в своем заявлении, при малейшем движении разъезжались. Результат: жалобу недовольного гостя ответственные лица отклонили.
Другой случай произошел на Кубе. Двое отдыхающих остались недовольны, что во время отдыха им все время приходилось лицезреть других гостей, разгуливающих по территории отеля в чем мать родила. В итоге жалобщикам вернули 20% стоимости поездки.
Вообще же после прочтения этой книги становится ясно: угодить туристу невозможно. Пляж, к примеру, все равно будет не таким: «Слишком много песка», «Песок на картинке был желтый, а на самом деле — белый», «Запретите загорать на вашем пляже топлес! Отпуск испорчен, потому что муж все время глазел на других женщин».
А замена номера может повлечь за собой и вовсе неожиданные (для турагентства) последствия. «Мы с моим женихом бронировали номер с двумя кроватями, а нас поселили в номер с одной, но двуспальной. Теперь мы возлагаем на вас ответственность за то, что я беременна. Этого не произошло бы, если бы нам был предоставлен тот номер, который мы бронировали».