Михаил Прохоров еще не успел возглавить «Правое дело», а в ребрендинг партии уже включились федеральные каналы. «Труд» выяснил, кому нужно новое лицо «правых» и что их ждет.
Вчера политические круги оживились, узнав о приглашении в ряды «правых» единоросса, миллиардера и сенатора Сулеймана Керимова. Глава группы «Онэксим» будет собирать отряд из бизнесменов для политической борьбы на правом фланге, считают политологи. Сейчас над новой программой «Правого дела», ее имиджем и названием работает креативная группа. «Это пиарщики, которые давно работают с Прохоровым над его бизнес-проектами», — говорит «Труду» президент Центра политической информации Алексей Мухин. Если вспомнить «Ё-мобиль», то партию ожидает довольно неожиданное имиджевое решение.
Михаил Прохоров взялся за политику как опытный маркетолог. Он расспрашивает общественность в своем блоге о том, как нужно партию назвать, кого в нее позвать и чьи интересы собственно отстаивать. Эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин советует дождаться 25 июня, когда «правые» примут Михаила Прохорова в свои ряды, а тот зачитает программную речь.
Кремлевский след
Пока бизнесмен работает над политическим предложением, ожидающая общественность дискутирует на тему участия власти в судьбе партии. «Труд» решил разыскать кремлевские следы и нашел целых пять.
Во-первых, партия никогда не скрывала своего кремлевского происхождения. Красноречиво об ориентации «правых» говорит прошлогодняя цитата сопредседателя партии Бориса Надеждина: «Нам нужен главнокомандующий и обоз с провиантом, вот когда Дмитрий Медведев решит, кого из своих соратников нам делегировать, тогда и будет съезд». Кроме того, кандидатура Михаила Прохорова стала единственным пунктом, по которому трое сопредседателей партии смогли договориться впервые за три года.
Во-вторых, как говорит Павел Салин, Прохоров появился с установочным интервью в программе «Вести недели» с Сергеем Брилевым, что было бы невозможно без одобрения сверху, в первую очередь согласия Белого дома.
В-третьих, появилась четкая тенденция вхождения бизнес-элиты в политику. Это, считает Алексей Мухин, было бы невозможно без импульса от власти. Мы все помним печальный пример Ходорковского.
В-четвертых, появление правого фланга на политической арене выгодно «Единой России» и Владимиру Путину. Поскольку у партии власти теперь появится оппонент, а скорее даже партия для битья. Беспартийному Дмитрию Медведеву партия послужит доказательством его трехлетней либерализации партийной жизни, а кроме того, в 2012 году при удачном стечении обстоятельств может выдвинуть его на второй срок.
В-пятых, каким бы ни оказался новый проект Прохорова — успешным или провальным, партия нужна для легитимизации думских выборов. «Правые», скорее всего, станут единственной непарламентской партией в избирательных бюллетенях», — говорит Алексей Мухин.
Существует и мнение о непричастности власти к ребрендингу «правых». Сам Прохоров настаивает на этой версии. Гендиректор Фонда эффективной политики Кирилл Такаев считает: «Совершенно неважно, по чьей инициативе Прохоров взялся за „правых“, важно, что это внесло свежую струю в политическую жизнь».
38 думских мест
Политологи осторожны в оценке шансов «правых» на декабрьских выборах в Думу. Однако эксперты уверены: 7-процентный барьер «правые» преодолеют, если избавятся от криминального имиджа олигархов, сложившегося в 90-е годы, сумеют побороть разочарование и политическую пассивность своего электората — представителей малого, среднего бизнеса, интеллигенции, студенчества, жителей крупных городов. «Места в Госдуме „правые“ получат, если будут много и успешно работать в оставшиеся полгода до выборов», — говорит Кирилл Такаев. Алексей Мухин не исключает, что если «Справедливая Россия» — тоже кремлевский проект — продолжит свой стремительный уход в оппозицию, то занимаемые «эсерами» 38 депутатских мест в парламенте достанутся «Правому делу». Правда, в таком случае инициаторы проекта «правых» оказывают медвежью услугу «Единой России». Поскольку задачей справедроссов было уводить голоса у коммунистов, «Правое дело» будет скорее уводить голоса у единороссов.