Главная Культура 22:13 03 Июля 2024 2519
Наташа отомстила за Чио-Чио-сан

О двух «женских» премьерах в московских оперных театрах 

Сергей Бирюков
Чио-Чио-сан в исполнении Валентины Правдиной. Фото Ирины Шымчак, предоставлено «Геликон-оперой»

Вряд ли это больше, чем случайное совпадение, но в двух московских оперных театрах одновременно показали премьеры опер о «соблазненных и покинутых»: «Мадам Баттерфляй» Пуччини в «Геликон-опере» и «Русалку» Даргомыжского в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Итальянский верист и русский романтик каждый со своих эстетических и человеческих позиций, но одинаково страстно возвысили голос в защиту женщины. Как эти голоса услышали современные постановщики?

По поводу «Мадам Баттерфляй» не скажешь, что театр Дмитрия Бертмана прямо-таки закрыл брешь в столичном репертуаре: одна из самых исполняемых опер мира есть в афише Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы»… Впрочем, Дмитрий Александрович взял первую, двухактную редакцию, звучащую редко – скорее всего потому, что за ней тянется шлейф провала мировой, миланской премьеры 1904 года. Но ведь следующую, уже вполне успешную версию, композитор показал в Брешии всего через три месяца. Да, она трехактная, в музыкальной ткани сделаны некоторые сокращения, что облегчает «работу» зрителя – но вся эта редактура уже из-за одного только малого количества отпущенного на нее времени не могла быть принципиальной. А значит, произведение было гениальным с самого начала, что и взялась доказать команда Бертмана.

В отличие от многих иных работ режиссера, сюжет «Баттерфляй» он воспроизвел почти аутентично. Действие происходит явно в начале ХХ века, ну разве что не в самые первые его годы, а, может быть, в 1920-е, когда у Чио-Чио-сан в ее одержимости стать американкой появляется возможность обкорнать свои чудесные волосы в «гоночном» стиле ар-деко (совсем ей не идущем, но, думаю, это сделано сознательно), а дом снабдить холодильником, который художники Ростислав Протасов и Алла Шумейко покрасили в кричащий красный цвет. Вскоре этот цвет, он же и свет, зальет всю сцену, над которой закружится апокалиптический вихрь пепла, причем произойдет это в один из самых эйфорических моментов, когда Чио-Чио-сан с гордостью под мотив американского гимна будет говорить о корабле «Авраам Линкольн», что должен привезти к ним с сыном его отца Пинкертона. Трудно не увидеть тут намек на реальный страшный «подарок», который сделает Америка через несколько десятилетий городу Нагасаки, где живет Чио-Чио-сан – атомную бомбардировку. Что тогда останется от этих сбегающих к бухте уютных улочек, особенно очаровательных в сумерках, со светящимися сотнями окошек – такими мы видим их из жилища героини…

Может быть, не все постановочные находки столь же уместны: например, истерический хохот понявшей обман Чио-Чио-сан явно «из другой оперы», не про воспитанную в строгих правилах японку, которая, наоборот, демонстрирует величайшее самообладание, заканчивая оперу и жизнь ритуальным сэппуку с помощью меча – подарка ее семейству (видимо, когда-то самурайскому) от самого императора. Вряд ли услаждает слух поклонников музыки Пуччини и оглушительный стук, которым Пинкертон вымещает бессильное отчаяние на злополучном холодильнике.

Но эти мелочи отступают перед великолепной работой музыкально-актерской команды – в ней буквально созданный для роли удачливого красавца (и реально обладающий красивейшим тенором) Иван Гынгазов (Пинкертон), обладательница сердечного меццо Лариса Костюк (Сузуки), излучающий тепло, но и горечь бессилия Константин Бржинский (Шарплесс), резко меняющий краску с шаржевой услужливости на сумрачность «сваха» Горо (Давид Посулихин), уморительно-напыщенный Дмитрий Пономарев (незадачливый жених принц Ямадори), грозно рыкающий Александр Киселев (Бонза)… Огромная ответственность ложится на исполнительницу заглавной роли Валентину Правдину, во многом с ней справляющуюся – разве что я пожелал бы ей чуть менее жирных вокальных красок и более скромного вибрато. А маэстро Марко Боэми уверенно выстраивает трепетную, то тончайше-импрессионистичную, то грозно-суровую вокально-оркестровую симфонию, созданную великим итальянским композитором с пристальным интересом и симпатией к культуре Японии – тем, чего трагически не хватило американским героям сюжета.

«Русалка» до удивления «зеркалит» фабулу «Мадам Баттерфляй» – вплоть до явления плода «неуставных отношений» героев, только здесь это не мальчик, а девочка, и она бессловесна не абсолютно, как сын Чио-Чио-сан, а по-оперному: говорит вместо пения.

Безумный Мельник (Дмитрий Ульянов) обвиняет Князя (Владимир Дмитрук) в гибели Наташи. Фото предоставлено Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко

Конечно, налицо и масса различий – гораздо большая разработанность образа Князя, с самого начала, в отличие от Пинкертона, мучимого необходимостью разрыва с Наташей, а особенно – Княгини, пропевающей не несколько нот, как американка Кэт, а имеющей большую драматичную партию, отражающую чувства героини, которая ведь тоже – обманутая и брошенная женщина. Но больше всего поражает различие судеб самих опер: «Русалка» – громадная редкость на наших сценах. И это – третья по счету большая русская классическая опера, в которой некогда почитали за честь выступить Шаляпин, Собинов, другие наши великие певцы!? Которую выдающийся композитор и оперный критик Александр Серов при первом ее явлении приветствовал так: «Наконец-то дождались мы опять чего-нибудь своего на русской оперной сцене... Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть такой, которой основание положено в двух операх М.И. Глинки!».

Постановка режиссера Александра Тителя визуально еще лапидарнее гелоконовской, и даже вид Днепра под луной, явно навеянный знаменитым циклом Куинджи, подан без красок, в черно-белых тонах (художник Владимир Арефьев, художник по свету Дамир Исмагилов). Выделяется на этом фоне лишь синее в горошек платье Наташи, будто пришедшее из старых советских кинолент про традиционный сельский быт. А вот Князь – нечто среднее между толстовским Нехлюдовым и Раскольниковым Достоевского, особенно когда шарахается от страшного мужика в расхристанной одежде – безумного Мельника, который, кажется, сейчас бросит ему: «Ты убивец».

Еще одно отличие: Титель гораздо вольнее обошелся с материалом Даргомыжского. Первую картину последнего действия (подводный терем русалок) сделал прологом, картины третьего действия – явление Князя к месту гибели Наташи и исповедь тоскующей по мужу Княгини – поменял местами. Может быть, что-то при том даже не очень повредило хронологии, но многое, как понимаю, сократилось, особенно в первом действии. И это досадно, учитывая опять же значение «Русалки» в нашей культурной истории.

И все же даже того, что осталось, достаточно, чтобы назвать работу театра заслуживающей самого пристального внимания. Прежде всего это замечательные роли и вокал Елены Гусевой (давно не слышал сопрано такой подвижной выразительности, каким поет ее Наташа), Владимира Дмитрука (чей экспрессивно-чистый тенор под стать голосу его главной партнерши), Екатерины Лукаш (изумительное меццо, выражающее смятенные чувства Княгини). Ну а Мельник Дмитрия Ульянова органично вошел в громадную галерею басовых образов, созданных этим достойным продолжателем шаляпинской традиции. Обаятельная находка – поручение партии Русалочки, чьи словесные реплики сопровождает арфа, юной мастерице этого инструмента Камилле Ворониной.

И, конечно, как не сказать о демонстрирующем уже много лет уверенный рост в своем сложнейшем деле дирижере Тимуре Зангиеве, сливающем романтико-фантастические краски увертюры, романсовые и драматические интонации женских арий, балладный колорит номеров Князя, этно-атмосферу крестьянского праздника, горделивый дух свадебных княжеских танцев, сочную «лубочность» линии Мельника, переходящую под конец в инфернальность, – в единый поток, текущий так же органично и мощно, как воды Днепра на заднике.

Ну так кто же из них более прав – безропотно принявшая судьбу Чио-Чио-сан или жестоко отомстившая за измену Наташа? А сходите на эти оперы сами. Или, если живете далеко от столицы, разыщите записи хоть давних исполнений – в интернете это дело нескольких секунд. Ручаюсь, получите гораздо больше пищи для ума и чувств, чем от размашистых рассуждений иных феминисток или вывертов «передовой» гендерной мысли наподобие замены понятий «отец и мать» на «родитель номер один и родитель номер два». 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3479
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3396
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3202
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?