Главная Экономика 00:14 03 Сентября 2021 5798
Увидеть Кабул и улететь

Чему учит нынешняя эпопея со строительством «воздушного моста» из афганской столицы

Анатолий Журин
Беженцев из Кабула вывозили военно-транспортными самолетами. Оказывается, гражданскими бортами сделать это попросту невозможно. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

На прошлой неделе наша авиация провела первую эвакуацию из Афганистана россиян и граждан бывших советских республик. На военном аэродроме «Чкаловский» приземлились Ил-62 и три Ил-76, предназначенные для перевозки боевой техники, а вовсе не пассажиров. У наблюдавших за прибытием беженцев возник резонный вопрос: а почему мы не эвакуировали людей пассажирскими самолетами, как те же немцы или французы? Оказывается, это попросту невозможно.

Операция по эвакуации «своих» из бурлящей страны на этом не закончилась. Речь должна идти не только о вывозе сограждан, но и о семьях афганцев — выпускников российских вузов, в открытом письме просивших об этом российские власти. Надо надеяться, что наша военно-транспортная авиация справится с возложенной задачей. А она отнюдь не проста. Неслучайно Пентагон призвал американские авиакомпании помочь с эвакуацией граждан США.

— Получается, у военных могло не хватить собственных бортов для такой масштабной операции? — спрашиваю я у давнего эксперта «Труда», члена Всемирного фонда безопасности полетов Валерия ШЕЛКОВНИКОВА.

— Действительно, американские конгрессмены опубликовали заявление о необходимости активации программы гражданского резервного воздушного флота для Министерства обороны при проведении эвакуации из Афганистана. Вот, цитирую этот документ: «Поддержание здоровой и сильной американской авиационной промышленности необходимо не только для экономики нашей страны, но и жизненно важно для национальной безопасности во время кризиса. Несмотря на хаос и неразбериху вокруг плохо спланированного президентом вывода из Афганистана, мы тем не менее гордимся тем, что наши внутренние авиаперевозчики, участвующие в программе гражданского резервного воздушного флота, готовы и могут ответить на призыв поддержать продолжающиеся усилия США по эвакуации из Афганистана».

Напомню, что это уже третья подобного рода активация. Первая поддерживала операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1990-1991 годах, а вторая — операцию «Иракская свобода» в 2002-2003-х.

Интересно, а нечто подобное предусматривается российскими авиаперевозчиками?

— Боюсь, наши едва ли в состоянии активно включиться в решение такой проблемы, — отвечает Шелковников. — Хотя я уверен, что экипажи гражданской авиации могли бы обеспечить для эвакуируемых безопасные и удобные условия. Все-таки многочасовой полет на грузовике Ил-76 — это настоящее испытание, а тут ведь на борту были женщины и дети. Но приходится напоминать, что американцы летают на самолетах собственного производства, а наши гражданские перевозчики на зарубежных рейсах используют боинги и эрбасы. Помните заявление премьера Егора Гайдара в 90-х: нам не очень-то нужны свои самолеты, мы уже договорились о зарубежных поставках? Не были услышаны доводы о том, что потери в авиационной отрасли могут стать невосполнимыми. Хотя речь шла не только об экономике, но и, как верно отметили конгрессмены, о национальной безопасности. Теперь мы имеем то, что имеем...

«С марта 2014 года, когда ведущие западные страны ввели против России первые санкции, нам была фактически объявлена экономическая война. В таких условиях авиакомпаниям и регулирующим государственным органам надо перейти на соответствующий ситуации контроль и персональную ответственность. А так называемым эффективным менеджерам, заполнившим высокие кабинеты, авиационным руководителям и госчиновникам — ставить во главу угла вопросы национальной безопасности», — говорил корреспонденту «Труда» бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег СМИРНОВ.

Сейчас в это трудно поверить, но 30 лет назад в России было 13 тысяч своих самолетов и вертолетов. Они перекрывали все воздушные трассы и внутри страны, и за рубежом. Без посадки преодолевали Атлантику, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Полеты выполняли и готовили 40 тысяч пилотов, 100 тысяч инженеров и авиатехников. Отечественный гражданский флот на пике перевозил в год 143 млн пассажиров. Мы были практически сопоставимы в этой области с США, в том числе по структуре перевозок: на зарубежные рейсы приходилось 6-7%, остальное — полеты внутри страны. Сегодня с большим скрипом восстанавливаются практически полностью уничтоженные региональные перевозки. Как выходить из ситуации, когда из категории экономической она превратилась в вопрос национальной безопасности? Ведь если боинги и эрбасы подключат к санкциям, а это в нынешнее время исключать нельзя, то воздушные перевозки будут фактически парализованы.

Валерий Шелковников познакомил редакцию «Труда» с письмом одного из ведущих отечественных авиаконструкторов, имя которого называть не будем, учитывая жесткое указание высокого руководства воздерживаться от общения с прессой. Вот строки из него: «Военное и послевоенное поколения нас покинули. Пришло поколение со слабой подготовкой. Во главе авиационной промышленности не технари, а «эффективные менеджеры», для которых главное не результат, а создание видимости работы. Сегодня наблюдается полное отсутствие исполнительской дисциплины. Беготня исполнителей с одного предприятия на другое в поисках большей зарплаты. Теряются выдающиеся школы как в области проектирования, так и в области производства. Но пока жива иллюзия, что нам продадут все, что мы попросим, и пока руководство страны не осознает остроты ситуации, мы не исправим положение ни в области образования, ни в области проектирования, ни в области производства».

Что на это ответить? А ведь Кабул явно не последняя горячая точка...

Параллели

В 1991 году в Аддис-Абебе вспыхнула гражданская война, и правительство Израиля озаботилось эвакуацией эфиопских евреев. Была организована операция «Соломон», в рамках которой в течение 36 часов было вывезено 14 325 человек. Всего в операции участвовали 34 самолета: 10 пассажирских авиакомпании El Al и 24 C-130 израильских ВВС. Рекорд же пришелся на долю Боинга-747. Из самолета, рассчитанного на перевозку меньше 500 пассажиров, убрали все кресла и взяли на борт 1122 человека. Именно такая цифра фигурирует в Книге рекордов Гиннесса, хотя, по некоторым данным, к моменту приземления пассажиров оказалось 1127 — еще пятеро родились во время полета.

Комментарии для сайта Cackle
Экономика 00:10 / 01 Октября 2021 12838
Как одолеть бедность?

Кагарлицкий : Хроническое недофинансирование вредит рынку труда

Евгений Акатов
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

На недавней встрече с руководством правительства Владимир Путин заявил, что бедность — один из главных врагов России. И он еще не побежден, подчеркнул президент. Но вопрос, как этот коварный враг...

Благосостояние россиян не восстановилось до показателя докризисного 2014-го

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В общем-то вполне рутинно анализируя исполнение федерального бюджета за 2020 год, Счетная палата РФ пришла к неутешительным заключениям, которые сильно противоречат победным рапортам, звучавшим еще совсем недавно, накануне...

Рынок дает высокую оценку акциям крупнейшей нефтяной компании

Антон Захаров
Труд
Проект «Восток Ойл» является одним из самых перспективных в мире. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

На прошедшей неделе стоимость акций крупнейших нефтегазовых компаний России резко подскочила вверх. Аналитики объясняют это ожиданиями от холодной зимы, а также дефицитом газа на рынке, который может привести к росту...

Какие прожекты предлагает реализовать в Сибири министр обороны Сергей Шойгу

Александр Киденис
Труд
Возникает вопрос: где Сергей Кужугетович собрался брать для новых городов население? Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Первый из трех — пяти новых городов-миллионников, говорил министр, может появиться в районе границы Хакасии и Красноярского края. Это не экспромт — еще год назад Шойгу признавался журналистам в давней...

Россиянам запретили разводить на дачных участках кур, кроликов, коз и прочую живность

Вера Михайлова, спецкор «Труда»
Труд
Разборки вокруг кур докатились до Верховного суда. История - курам на смех. Фото: Юрий Кавер, Russian Look, globallookpress.com

Верховный суд РФ создал проблемы для тех россиян, кто не ждет пособий от государства, а пытается выкрутиться самостоятельно и разводит на дачах и садовых участках кур, кроликов, коз и прочую живность....

Свинья-копилка, похоже, приказала долго жить

Максим Башкеев
Труд
Российские банки отмечают устойчивый рост интереса к так называемым подростковым вкладам. Фото: CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Наши подростки давно не пользуются гипсовой свиньей с прорезью для монет, чтобы собрать денег на байк или гаджет. Для хранения накоплений и для покупок они теперь пользуются банковским пластиком. Российские банки отмечают...

В России нашли, наконец, виноватых в росте цен на продукты питания

Александр Киденис
Труд
Оказывается, все зло - от розничной торговли, «безбожно вздувающей цены». Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Осень пришла в Россию с неплохим урожаем, но рынок этого как будто не заметил. Цены на продовольствие продолжили рост, и по инфляции мы по-прежнему впереди планеты всей. Во Франции она нынче 2,4%,...

Экономика 00:01 / 24 Сентября 2021 8092
«Зеленое» партнерство

«Роснефть» и Япония будут вместе противостоять парниковым газам

Антон Захаров
Труд
Фото: Rosneft, globallookpress.com

В условиях глобальных климатических вызовов все больше промышленных предприятий планируют свое развитие с учетом задач по борьбе с изменением климата. На фоне новых законодательных инициатив в области экологии крупный...

В новом году нам обещают очередную реформу коммунального хозяйства

Александр Киденис
Труд
В правительстве затеяли перестройку сферы ЖКХ. Хочется надеяться, что она закончится не так, как в случае с СССР. Фото: Galina Barbieri, globallookpress.com

«Сейчас я обратил дополнительно свое внимание на ЖКХ. Это отрасль, без перестройки которой нам невозможно», — заявил главный строитель России, заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Он абсолютно...

Экономика 00:01 / 10 Сентября 2021 7656
Глубокий вдох

«Роснефть» сокращает объем выбросов парниковых газов

Андрей Андреев
Труд
Ответственное отношение к окружающей среде – неотъемлемая часть корпоративной культуры НК «Роснефть». Фото пресс-службы компании

7 сентября весь мир отмечал Международный день чистого воздуха для голубого неба. Памятная дата учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2019 году и призывает объединить усилия в борьбе с изменением качества воздуха и в целом...

К списку стратегических совместных проектов России и Индии добавилось судостроение

Захар Антонов
Труд
Судостроительный комплекс «Звезда» - один из самых масштабных и перспективных промышленных проектов России. Фото: Rosneft, globallookpress.com

Россия и Индия являются многолетними стратегическими партнерами. Сотрудничество активно развивается, чему способствуют совместные проекты во многих отраслях, в том числе в энергетической, космической, алмазной, сельскохозяйственной....

Экономика 19:01 / 11 Сентября 2021 7303
Дорогая мелочь

Россия задумалась об отказе от металлических денег

Максим Башкеев
Труд
В долгосрочной перспективе бумажные и металлические деньги все-таки обречены. Фото: Valery Lukyanov/Russian Look, globallookpress.com

Их чеканка экономически нецелесообразна, монеты оседают в копилках граждан, и мелкие деньги постоянно приходится дочеканивать. Так не проще ли перестать переводить ценное металлическое сырье? Однако эксперты предостерегают:...

«Мы проблем с нашими запасами не будем испытывать в течение ближайших ста лет», — сказал глава «Газпрома»

Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Запасов газа России хватит еще на век – страна располагает самыми большими резервами этого сырья. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил глава газового холдинга «Газпром» Алексей Миллер. «Мы проблем с нашими запасами...

Совет Федерации готовит новый закон «О такси»

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В Совете Федерации готовится новая редакция закона «О такси», в одной из статей которого будет закреплена солидарная ответственность водителя и компании-агрегатора в случае причинения вреда здоровью...

Подводим итоги летнего турсезона и строим планы на бархатный сезон

Галина Пономарева
Труд
В тройку самых популярных летних направлений попал Крым (на фото - пляж в Евпатории). Фото: Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Российская туриндустрия на этой неделе подвела итоги летнего сезона. В общей сложности 20 млн поездок совершили наши сограждане в сезон отпусков. В первой тройке фаворитов — Краснодарский край, Крым и Калининград. Дверь...

Куда катится мир! Производство и потребление водки в России год от года снижается. Но пить мы не бросили, потому что статистика учитывает только легальный алкоголь

Алекс Зверев
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Рейтинговое агентство НРА зафиксировало снижение продаж водки в первом полугодии 2021-го на 4% от прошлогоднего и на 3% — в сравнении с январем — июнем 2019 года. О том, что...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?