Главная Экономика 00:14 03 Сентября 2021 6948
Увидеть Кабул и улететь

Чему учит нынешняя эпопея со строительством «воздушного моста» из афганской столицы

Анатолий Журин
Беженцев из Кабула вывозили военно-транспортными самолетами. Оказывается, гражданскими бортами сделать это попросту невозможно. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

На прошлой неделе наша авиация провела первую эвакуацию из Афганистана россиян и граждан бывших советских республик. На военном аэродроме «Чкаловский» приземлились Ил-62 и три Ил-76, предназначенные для перевозки боевой техники, а вовсе не пассажиров. У наблюдавших за прибытием беженцев возник резонный вопрос: а почему мы не эвакуировали людей пассажирскими самолетами, как те же немцы или французы? Оказывается, это попросту невозможно.

Операция по эвакуации «своих» из бурлящей страны на этом не закончилась. Речь должна идти не только о вывозе сограждан, но и о семьях афганцев — выпускников российских вузов, в открытом письме просивших об этом российские власти. Надо надеяться, что наша военно-транспортная авиация справится с возложенной задачей. А она отнюдь не проста. Неслучайно Пентагон призвал американские авиакомпании помочь с эвакуацией граждан США.

— Получается, у военных могло не хватить собственных бортов для такой масштабной операции? — спрашиваю я у давнего эксперта «Труда», члена Всемирного фонда безопасности полетов Валерия ШЕЛКОВНИКОВА.

— Действительно, американские конгрессмены опубликовали заявление о необходимости активации программы гражданского резервного воздушного флота для Министерства обороны при проведении эвакуации из Афганистана. Вот, цитирую этот документ: «Поддержание здоровой и сильной американской авиационной промышленности необходимо не только для экономики нашей страны, но и жизненно важно для национальной безопасности во время кризиса. Несмотря на хаос и неразбериху вокруг плохо спланированного президентом вывода из Афганистана, мы тем не менее гордимся тем, что наши внутренние авиаперевозчики, участвующие в программе гражданского резервного воздушного флота, готовы и могут ответить на призыв поддержать продолжающиеся усилия США по эвакуации из Афганистана».

Напомню, что это уже третья подобного рода активация. Первая поддерживала операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1990-1991 годах, а вторая — операцию «Иракская свобода» в 2002-2003-х.

Интересно, а нечто подобное предусматривается российскими авиаперевозчиками?

— Боюсь, наши едва ли в состоянии активно включиться в решение такой проблемы, — отвечает Шелковников. — Хотя я уверен, что экипажи гражданской авиации могли бы обеспечить для эвакуируемых безопасные и удобные условия. Все-таки многочасовой полет на грузовике Ил-76 — это настоящее испытание, а тут ведь на борту были женщины и дети. Но приходится напоминать, что американцы летают на самолетах собственного производства, а наши гражданские перевозчики на зарубежных рейсах используют боинги и эрбасы. Помните заявление премьера Егора Гайдара в 90-х: нам не очень-то нужны свои самолеты, мы уже договорились о зарубежных поставках? Не были услышаны доводы о том, что потери в авиационной отрасли могут стать невосполнимыми. Хотя речь шла не только об экономике, но и, как верно отметили конгрессмены, о национальной безопасности. Теперь мы имеем то, что имеем...

«С марта 2014 года, когда ведущие западные страны ввели против России первые санкции, нам была фактически объявлена экономическая война. В таких условиях авиакомпаниям и регулирующим государственным органам надо перейти на соответствующий ситуации контроль и персональную ответственность. А так называемым эффективным менеджерам, заполнившим высокие кабинеты, авиационным руководителям и госчиновникам — ставить во главу угла вопросы национальной безопасности», — говорил корреспонденту «Труда» бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег СМИРНОВ.

Сейчас в это трудно поверить, но 30 лет назад в России было 13 тысяч своих самолетов и вертолетов. Они перекрывали все воздушные трассы и внутри страны, и за рубежом. Без посадки преодолевали Атлантику, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Полеты выполняли и готовили 40 тысяч пилотов, 100 тысяч инженеров и авиатехников. Отечественный гражданский флот на пике перевозил в год 143 млн пассажиров. Мы были практически сопоставимы в этой области с США, в том числе по структуре перевозок: на зарубежные рейсы приходилось 6-7%, остальное — полеты внутри страны. Сегодня с большим скрипом восстанавливаются практически полностью уничтоженные региональные перевозки. Как выходить из ситуации, когда из категории экономической она превратилась в вопрос национальной безопасности? Ведь если боинги и эрбасы подключат к санкциям, а это в нынешнее время исключать нельзя, то воздушные перевозки будут фактически парализованы.

Валерий Шелковников познакомил редакцию «Труда» с письмом одного из ведущих отечественных авиаконструкторов, имя которого называть не будем, учитывая жесткое указание высокого руководства воздерживаться от общения с прессой. Вот строки из него: «Военное и послевоенное поколения нас покинули. Пришло поколение со слабой подготовкой. Во главе авиационной промышленности не технари, а «эффективные менеджеры», для которых главное не результат, а создание видимости работы. Сегодня наблюдается полное отсутствие исполнительской дисциплины. Беготня исполнителей с одного предприятия на другое в поисках большей зарплаты. Теряются выдающиеся школы как в области проектирования, так и в области производства. Но пока жива иллюзия, что нам продадут все, что мы попросим, и пока руководство страны не осознает остроты ситуации, мы не исправим положение ни в области образования, ни в области проектирования, ни в области производства».

Что на это ответить? А ведь Кабул явно не последняя горячая точка...

Параллели

В 1991 году в Аддис-Абебе вспыхнула гражданская война, и правительство Израиля озаботилось эвакуацией эфиопских евреев. Была организована операция «Соломон», в рамках которой в течение 36 часов было вывезено 14 325 человек. Всего в операции участвовали 34 самолета: 10 пассажирских авиакомпании El Al и 24 C-130 израильских ВВС. Рекорд же пришелся на долю Боинга-747. Из самолета, рассчитанного на перевозку меньше 500 пассажиров, убрали все кресла и взяли на борт 1122 человека. Именно такая цифра фигурирует в Книге рекордов Гиннесса, хотя, по некоторым данным, к моменту приземления пассажиров оказалось 1127 — еще пятеро родились во время полета.

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5340
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4793
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?