Главная Культура 11:18 03 Октября 2022 3587
Шостакович заглянул в осень 2022-го

Госоркестр Татарстана отметил день рождения композитора его пророческими сочинениями

Сергей Бирюков
Павел Милюков, Александр Сладковский и ГАСО РТ после исполнения Первого скрипичного концерта Шостаковича. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Верный традиции отмечать день рождения Шостаковича программой его музыки, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского продолжил ее и в этом году. Но не на своей родной сцене Большого концертного зала имени Сайдашева в Казани, в котором несколько лет назад записал антологию симфонических сочинений мастера, а в московском концертном зале имени Чайковского. Где он, впрочем, тоже частый желанный гость и даже герой собственного абонемента (№17), который этим выступлением и открыл.

На этот раз маэстро Сладковский выбрал партитуры с контрастной судьбой, но подтверждающие: творчество крупного художника представляет собой единое целое в смысле идей и тем, даже если речь о сочинениях весьма различных жанров.

Прозвучавший в первом отделении Первый скрипичный концерт писался в один из труднейших периодов жизни Шостаковича: параллельно тому, как в кабинете композитора зрела партитура, в идеологическом руководстве страны «зрело» постановление «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели», открывшее в феврале 1948 года новый виток травли наиболее ярких советских композиторов, обвиненных партией в «формализме». На исполнение главных работ Шостаковича был наложен запрет, и премьера Концерта в исполнении Давида Ойстраха (которому посвящено произведение) и оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского состоялась только в 1955 году.

Разумеется, Концерт с его тревожно-раздумчивой первой частью, гротескной второй, трагически сосредоточенной третьей и жестко-моторной финальной частями никак не вписывался в партийную концепцию «реалистической музыки», которая, согласно тому постановлению, должна была отражать энтузиазм советских людей, строящих коммунизм. Хотя, слушая это произведение, как не заметить, сколько надежды на свет, пробивающийся сквозь серые облака жизни, согревает скрипичную партию и осторожно отвечающие ей голоса оркестра в начале партитуры. Или – сколь полнокровны образы скерцо и финала, а под некоторые темы и на месте трудно усидеть, столько в них плясовой, истинно народной энергии. И, конечно, надо иметь поистине глухую душу, чтобы не расслышать скрытую боль в отчаянном веселье быстрых частей и тем более открытую – в скорбной полифонии Пассакальи… Все это множество эмоциональных и тематических граней великолепно передал ансамбль оркестра и солиста Павла Милюкова – музыканта, чья игра сочетает живую импульсивность с величайшей степенью надежности. Даже такое ЧП, как обрыв струны на его скрипке в самый напряженный момент каденции на подходе к виртуозному финалу, ни на секунду не прервал ток музыки. Публика лишь заметила небольшое кратковременное «потемнение» тембра: все же инструмент концертмейстера первых скрипок, который та мгновенно дала солисту взамен, пусть и качественен, но не столь уникален, как «Гварнери экс-Сигети» Милюкова. Однако мастерство Павла таково, что уже через несколько тактов и эта скрипка зафонтанировала мощной звуковой энергией. Хотя, как признался мне потом виртуоз, пришлось непросто: инструмент казанской скрипачки, подобранный, понятно, по ее руке, заметно меньше по размеру – другая сила звука, другие растяжки пальцев…

В отличие от Скрипичного концерта, 12-я симфония была обласкана вниманием советского руководства еще до своего появления: все-таки и авторитет Шостаковича к тому моменту вырос до степени, надежно защищавшей от нападок, и тему композитор заявил такую, что грела сердца партийных бонз – «1917-й год». Премьеру симфонии готовили как общественное событие национального значения и сыграли одновременно в октябре 1961 года в Ленинграде и Куйбышеве под управлением Евгения Мравинского и Абрама Стасевича, а затем трижды в Москве под управлением Константина Иванова. Однако потом (тут – снова отличие от Концерта) ее исполняли довольно редко – в шостаковичевские хиты она так и не попала. Что отчасти понятно: если, например, в предыдущей 11-й симфонии «1905-й год» композитор сделал акцент на трагической стороне событий, тем самым подтвердив свой статус бескомпромиссного гуманиста, в котором его ценила публика нашей и многих других стран, то в 12-й он заметно ближе подошел к официозной трактовке революционной темы. Сравним только названия: «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат» (11-я) – и «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества» (12-я). И правда, некоторые страницы симфонии (например, в финале) ну очень уж благостны, по-советски буколичны – словно композитор и спустя 13 лет после рокового постановления не вполне стряхнул с себя его гипноз. И все-таки на большем своем протяжении симфония вряд ли уступит искренностью и выразительной силой многим другим партитурам Шостаковича. Тот же «Революционный Петроград» – разве не реминисценция это знаменитого скерцо из 10-й симфонии, где, безусловно, тоже создан образ революции, только гораздо более жесткий и обжигающий? А Ильичевы думы в Разливе, переданные тревожной, упорно пробивающейся вперед струнной линией на фоне мрачных реплик тромбона и совершенно вагнеровского квартета валторн (любовь к Вагнеру у Шостаковича – видимо, еще детская, возможно, идущая от впечатлений Мариинского театра) – нет в ней ничего от прихотливо вьющейся сольной партии Скрипичного концерта? А беспокойные триоли струнного пиццикато на переходе к финалу – не «засурдиненная» ли канонада литавр из «Дворцовой площади», отозвавшаяся эхом и в этой, вроде бы гораздо более оптимистичной партитуре? Наконец, две основные темы первой части и всей симфонии с их народной песенностью – не прекрасны ли они сами по себе, как образцы композиторской работы высочайшего качества? Особенно когда весь этот великолепный музыкальный материал (включая вишенку на торте – лихо «оторванный» на бис Танец ломового из балета «Болт») оживает в передаче таких мастеров, как оркестранты Сладковского…

Но скажу больше: и Концерт, и даже Симфония нынче, осенью 2022 года, прозвучали невероятно актуально. Ведь так много в сегодняшней жизни и тревоги, и гротескных гримас… И пафоса – истинного и наносного. Настолько много, что перенесись в наше время Шостакович, он был бы, наверное, поражен параллелям. И, догадываюсь, нашел бы для своей трагической музы новые источники вдохновения.

Тем временем, отдав дань величайшему симфонисту ХХ века, казанцы готовятся исполнить сочинения того, кем заложены сами основы мировой симфонической культуры – уже в ближайшие дни их «Бетховен-тур» охватит Казань, Петербург и Москву. А затем – традиционные для ГАСО РТ фестивали «Денис Мацуев у друзей», Concordia (музыка ХХ и XXI столетий от Малера до Губайдулиной), смотр татарской музыки имени Назиба Жиганова, органный фестиваль, дирижерский праздник «Рахлинские сезоны», фестиваль «Белая сирень» с участием победителей недавнего конкурса имени Рахманинова… Из гастрольных маршрутов упомянем новогоднее выступление на одной из самых статусных площадок страны – в сочинском молодежном творческом центре «Сириус». И, конечно, не раз еще вернется оркестр в Москву, на концерты того самого 17-го абонемента. Так, 1 февраля он вместе со столичными «Мастерами хорового пения» (руководитель Лев Конторович) и певицами Анной Аглатовой и Агундой Кулаевой представит 2-ю симфонию одного из своих «фирменных» композиторов – Густава Малера. А 28 марта соединит в одной программе симфонические шедевры двух великих русских композиторов, чьи полуторавековые юбилеи празднуются в 2022-2023 годах – Скрябина и Рахманинова.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3326
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3222
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?