Конфликт Юрия Любимова с труппой созданного им Театра на Таганке уже превратился в сериал. У каждой стороны здесь имеются свои резоны, но, зная коллектив много десятилетий, обозреватель «Труда» считает, что это не тот случай, когда истина посередине.

В первую очередь не надо уповать на традиции и представлять претендующего на место лидера народного артиста России Валерия Золотухина (если, конечно, столичный департамент культуры удовлетворит просьбу коллектива, подтвержденную решением профсоюзного собрания, желающего видеть «своего парня» на этом месте) как продолжателя творческих заветов Любимова. Хотя бы потому, что следует различать Любимова как художника и как начальника. Многими признано, что в силу своего характера режиссер не может быть директором, а влияние его жены Каталины только вредит делу и портит атмосферу в коллективе. Как сказала актриса Марина Полицеймако, «Каталина испортила нашего Юрия Петровича».

Усомнюсь в ее правоте: Юрия Петровича никто испортить не может, даже собственная жена, поскольку он давно «испорчен» советской властью, ставившей ему подножки на каждом шагу. Он закалился в этой борьбе, и даже вынужденная эмиграция не сломила его свободолюбивый дух. Наоборот, театральное диссидентство дало ему дополнительные очки — например, там он открыл в себе оперного режиссера. В 90-е годы он вернулся в Москву по приглашению Михаила Горбачева уже другим человеком и другим постановщиком.

За это время выросли из коротких штанишек и его актеры. Они стали очень дорогими, всеми признанными и тоже много познавшими, в том числе и то, как можно «сжирать» великих режиссеров. Ведь это они, революционеры, сбрасывали с корабля современности тех, кто пытался примирить их с властью, устанавливал с ней мир, пусть и худой, поэтому не могли смириться с присутствием на своем корабле интеллигентного Анатолия Эфроса.

Сегодня некоторые говорят, что возвращение Любимова было его ошибкой, в чем он и сам недавно признался. Думаю, сказал это не в горячности: будучи человеком аналитического ума, он не мог не признаться хотя бы самому себе, что за прошедшие 18 лет страна стала не та, людей на голос уже не возьмешь и фонариком не высветишь затаившегося врага. Но самое печальное, что этими врагами оказались его же актеры. Конечно, врагами не его лично, а той контрактной системы, которую он предлагал, ибо в непредсказуемые 90-е годы все держалось на волоске и никто не был уверен в завтрашнем куске хлеба.

С Любимовым осталась маленькая группа актеров, которые продолжали верить в его талант и пробивную силу. Но это уже не был сильный классический костяк «Таганки», хотя в нем по-прежнему оставались Антипов, Трофимов, Бортник и Золотухин. Валерий Золотухин, при жизни Владимира Высоцкого остававшийся на вторых ролях, почувствовал, что теперь-то он может поймать синюю птицу — как-никак Бог талантом не обидел. К тому же он никогда не был конфликтным человеком, скорее осторожным, не в пример другим, и с Эфросом дружил. Но Любимов, опять же, надеясь только на свою харизму, ставку сделал на молодых в надежде воспитать из них мастеров, поэтому Золотухин настоящей звездой в труппе так и не стал. Скорее всего, именно по этой причине он решил доказать, что лидером можно запросто стать, взяв под свое крыло молодежный театр в Барнауле, где и отметил недавно под звуки духового оркестра свое 70-летие.

Думаю, если сценарий с поисками долговременного лидера новой «Таганки» затянется до 15 июля, когда Любимов возвращается из отпуска, и его переговоры с министром культуры ни к чему не приведут, а московский департамент культуры удовлетворит просьбу коллектива и назначит старожила Золотухина, то это уже будет совсем другой театр. Не имеющий никакого отношения ни к вчерашней, ни к позавчерашней «Таганке». Впрочем, по последним сведениям, Юрий Петрович уволил-таки из театра свою жену. То ли все-таки не исключает варианта остаться в театре самому. Либо это драматический прощальный жест — чтобы уберечь супругу от притеснений со стороны будущего шефа.