25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось 50. Двойной юбилей группа отметила в БКЗ «Октябрьский» грандиозным концертом. Теперь музыкантов ждут в Москве: 2 января они предстанут перед публикой в знаменитом столичном клубе «16 тонн».
— Перед началом концерта в «Октябрьском» вы признались, что волнуетесь.
— Конечно, волновался. Такая крупная площадка предполагает взаимодействие многих служб, плюс много гостей. А вдруг произойдет накладка, и, например, моя мама не пройдет или кто-то из друзей? К тому же намного больше технических моментов, чем на обычном клубном концерте: свет, видео, экранное пространство. Но оно того стоило, ведь выступить в БКЗ — это мечта. Наш родной, самый знаковый, статусный концертный зал в Петербурге. Сыграть там сольник — это рубеж. Который, скажу вам, взят!
— Статусными гостями на концерте стали Игорь Бутман и Константин Хабенский. Почему именно эти артисты?
— Игорь и Костя — мои хорошие знакомые, партнеры в некотором смысле, с которыми мы близки по духу. Как сказал Игорь Бутман, «Билли играл у меня на юбилее, теперь я смог ответить ему». А с Костей нас связывает давняя дружба, мы познакомились в уже далеком 2002 году в клубе «Пурга». И опять процитирую, на этот раз Хабенского: «Мы можем долго не перезваниваться, не видеться, но это ничего не меняет».
— Какие у вас отношения с возрастом?
— Мне непросто отделить свои ощущения от возраста и от сегодняшней реальности, где все больше тревог, непонимания и вражды. А почему мир меняется в эту, не лучшую сторону, я объяснить не могу. И у меня возникает вопрос: это проблема в «новом дивном мире» или во мне?
— А если конкретнее? Как все, что за окном, касается вас, успешного музыканта, за плечами которого 25 лет творческой деятельности?
— Раньше я понимал законы, по которым тот или иной музыкант, актер, творческий человек становится успешным. Было ясно, как и что работает. Теперь я ничего не понимаю. Раньше был уверен, что публику обмануть нельзя. А теперь вижу, что не просто можно, но и нужно. И это печалит. Многое из того, что сейчас происходит, рушит прежнюю логику, ставит под сомнение правила, по которым я жил.
— Вы считаете, через творчество можно достучаться до душ? Может ли искусство изменить взрослого, сформировавшегося человека?
— Может, конечно. И чем кардинальнее он почувствует в себе изменения, тем интереснее ему будет жить. Может, я сужу по себе. Для меня одно из самых больших удовольствий в жизни — это когда устоявшееся убеждение меняется вдруг под воздействием книги, фильма или спектакля. К примеру, мне никогда не нравился балет — и вдруг открывается этот мир красоты, и я испытываю настоящее счастье, потому что чувствую, как расширяются мои собственные границы.
.jpg)
— Вы тревожитесь по поводу зрителя, считаете, что он деградирует...
— Это слишком громкое заявление. Но сегодня у зрителя действительно запросы странные.
— Тем не менее недавно у вас был большой гастрольный тур по России, и у вас собирались полные залы. Что тут не так?
— Вот, например, мы выпускаем новую песню или снимаем клип, а результат — два лайка. Или недавно у нас был часовой концерт на телеканале «Культура». Это апофеоз того, что может достичь джазовый музыкант в пределах родины: на ТВ концерт с лучшими музыкантами страны, где я исполняю свои лучшие песни, все это снимается с десяти камер. И абсолютное отсутствие какой-то обратной связи... Хоть бы кто комментарий прислал: «Чувак! Я видел тебя по телику!» Помню, лет десять назад я думал: интересно, а когда Киркорова показывают в телевизоре, ему пишут знакомые? Как видите, и тогда, и теперь мне это не все равно.
— А почему вам так важна эта обратная связь?
— Слышали такое: «Делай, что должно, и будь, что будет»? Трудись — и тебе воздастся. А сейчас, похоже, все с точностью до наоборот: «Не парься, делай всякую фигню, чем тупее, тем лучше — и все будет о’кей». На чтение «Войны и мира» нужно потратить месяц жизни, а сейчас хватает пары минут какого-нибудь видео. Только начнешь серьезный разговор, а тебе в ответ: «Чо ты меня грузишь!» Такое ощущение, что массы подсели на быстрый дофамин.
— Что же делать? Может, надо жить локальными радостями — семья, дом, дети.
— Я тоже себя к этому склонял. Мол, хватит работать на идею, биться за все хорошее. У тебя же есть семья, туда и вкладывай силы и надежды. Но не у всех это получается. Хотя я пробую. Лет пять назад в моей жизни появилось новое увлечение: мне нравится создавать ансамбли растений в саду. Такая работа вознаграждает каждую весну, когда распускаются почки. Эта радость раньше мне была недоступна. Я приезжаю на дачу и начинаю обходить своих питомцев. Садишься рядом с можжевельником и думаешь: «Чего же тебе хочется? Чего бы твоя душа хотела?» И спустя какое-то время начинаешь его тихий голос воспринимать.
Вообще я считаю, что одна из основных проблем человечества заключается в том, что человек возомнил себя вершиной эволюции, взял шефство над природой. Слишком много мы о себе думаем!
— Итак, 1 января в Санкт-Петербурге и 2 января в Москве у вас будут традиционные «реанимационные» новогодние концерты. Они для кого?
— Очень долго для меня 1 января было грустным днем. После празднования новогодней ночи наступает какая-то жуткая пустота, на улицах никого, на душе как после ядерного взрыва. Потом я подумал, что можно превратить этот день в нормальный, а может, даже в веселый. И выяснилось, что таких людей, как мы, много. Можно очень хорошо начать год — с концерта Billy’s Band, праздничного, угарного, который мы называем реанимационно-кефирно-похмельным. Это круто!