Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют с «гостями» из частных галерей. Многие полотна давно не экспонировались либо выставляются в России впервые. Что, несомненно, добавляет интриги.
Увидеть портреты, созданные не на показ (в прежние времена писали их преимущественно по заказу семьи), случается нечасто. Они ведь «говорящие», могут многое рассказать о человеке, даже то, что им было скрыто. Это отметил еще Пушкин, очарованный в 1827 году собственным чуть стилизованным изображением работы Кипренского: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит. / Оно гласит, что не унижу / Пристрастья важных аонид. / Так Риму, Дрездену, Парижу / Известен впредь мой будет вид».
«В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» — так назвали экспозицию в Русском музее. Открылась она в Михайловском (Инженерном) замке, включает 300 полотен, 15 из которых переданы музеями-партнерами.
Три сотни лиц и судеб из минувших столетий (XVII-XIX века). Иные без подсказки на информационной табличке ничего не говорят современному посетителю. Взрослые и дети, жены и возлюбленные, купцы и купчихи, фрейлины и статс-дамы, чиновники и лихие герои баталий:
Портреты семейные, парные, парадные. Последние вошли в моду в России при Петре I, с появлением первых государственных наград. Их герои выделяются торжественностью, монументальностью. Здесь же яркий образец парного портрета: братья Платон и Валериан Зубовы в одеянии кавалеров ордена Андрея Первозванного (художник Иоганн Лампи Старший).

Фото из открытых источников
Бриллиантом выставки можно считать «Портрет семьи Мариетти» кисти Карла Брюллова (на фото). Написанная в Италии в 1834 году, картина долго хранилась в семье миланского банкира Мариетти. Когда тот, потеряв состояние, умер, вдова продала полотно в частную коллекцию. Дважды картина меняла владельцев, нигде не выставляясь. Как удалось уговорить нынешних хозяев передать ее на выставку в Петербург?
— В начале 2020-х я получил письмо от итальянского галериста, который просил написать аннотацию к этому произведению, — рассказал куратор выставки Григорий Голдовский, замдиректора Русского музея. — Тогда и появилась мысль показать эту картину в нашей стране. Когда европейский коллекционер решил приобрести шедевр Брюллова, я взял с него обещание, что «Портрет» будет выставлен впервые за почти 200 лет. И не где-нибудь, а у нас в музее! Это второе его появление на публике после Миланского салона 1834 года...
Бродишь по залам Михайловского замка в трепете: столько великих мастеров сошлись на выставке — от Тропинина, Левицкого, Кипренского до Брюллова, Крамского, Репина, Ге. Всматриваешься в их героев, когда-то известных всей России, — и словно переносишься на машине времени в былое.
.jpg)
Портрет молодой женщины (четыре фрагмента фаюмского портрета). Египет. Вторая половина II в. Фото: © Государственный Эрмитаж
А в Эрмитаже портретная экспозиция охватывает аж 4 тысячи лет — от доисторической эры до нынешних времен. С 750 экспонатами, среди которых есть и живопись, и бюсты, по словам директора сокровищницы Михаила Пиотровского, связаны «мировое искусство и почти вся история человечества». Оцените подразделы экспозиции: «Портрет и бессмертие», «Формула власти», «История эмоций».
— Портреты существуют у человечества много веков, — объясняет Анна Трофимова, куратор выставки. — Они были в древних Иране, Индии, Китае, Японии, Египте. Только выглядели, конечно, иначе.
Да, у каждой эпохи свой тип портрета по технике, смыслу, выражению лица. Скажем, в Древнем Египте портрет был магическим двойником, гарантом бессмертия. А в Древнем Риме — документом, настолько точными были бюсты-портреты.
Ближе к Средним векам, Возрождению случился расцвет живописного портрета. Для поклонников этого жанра экспозиция «Искусство портрета. Личность и эпоха» — просто пир души. Только вслушайтесь в эти имена: Перуджино, Кранах Старший, Гольбейн, Ван Дейк, короли жанра Рембрандт, Веласкес — и дальше, ближе к нашим временам, — Матисс, Пикассо, Сутин, Фрэнсис Бэкон... Плюс своя коллекция русской портретной школы!
Кстати, параллельное открытие тематически родственных выставок в Русском музее и Эрмитаже — случайность? Ведь музеи обычно стараются избегать подобных пересечений.
— Экспозицию в Эрмитаже мы планировали и готовили давно, — объясняет Трофимова. — Коллеги, похоже, узнали об этом, идея им понравилась, решили опередить нас. Но мы не в обиде. Это говорит о живом интересе к теме. Жанр важный. Заявляет он о себе во весь голос, как замечено, в какие-то очень важные исторические моменты. А сейчас, похоже, как раз такой момент.
Да уж, спорить не приходится.
P.S. В Русском музее выставка портретов продлится до 12 мая, в Эрмитаже — до 29 марта 2026 года.