Главная Культура 18:44 06 Марта 2023 2692
Рахманинов нараспашку

Теодор Курентзис дал старт концертам в зале «Зарядье», посвященным 150-летию со дня рождения великого композитора

Сергей Бирюков
Хором musicAeterna дирижирует Теодор Курентзис. Фото предоставлено организаторами концерта

Зал «Зарядье» открыл большой концертный цикл, посвященный юбилею С. В. Рахманинова, программой, яркость которой трудно оспорить. Ансамбль Теодора Курентзиса MusicAeterna исполнил в первом отделении «Всенощное бдение» самого Сергея Васильевича, а во втором – мировую премьеру мистерии «Ты – ликами цветов» Алексея Ретинского, посвященную Рахманинову.

MusicAeterna, включая ее хоровую часть – один из отечественных исполнительских коллективов-лидеров. В том числе – в вопросах чистоты вкуса: не помню случая, чтобы, желая поднять свой рейтинг, музыканты Теодора Курентзиса заигрывали с так называемой попсой. Только классика из классик – но разве не богаче ли она, опирающаяся на тысячелетний опыт, любого другого направления в смысле выразительных возможностей? Здесь вряд ли найдешь пример ярче «Всенощной». С одной стороны – едва ли не наиболее масштабное среди обращений великих русских композиторов к «святая святых» музыкальной традиции – литургическому жанру. С другой – какая свобода интонирования, при полной его строгости! Вот небесно-легкое, почти импрессионистическое начало «Приидите, поклонимся». Вот плотное, как золотой слиток, «Благослови, душе моя, Господа». Вот похожее на народную колыбельную соло тенора «Ныне отпущаеши». А в части «Воскресение Христово видевше» эта фольклорность неожиданно «провоцирует» курентзисовцев на открытый звук, почти как у хоря Пятницкого» – стилевой контраст, но ни малейшего стилевого диссонанса. И смотрите, получился точнейший звуковой портрет самого Рахманинова, чуждого как пошлости, так и академического пуризма.

Для второй части программы Курентзис опять же безошибочно остановил выбор на Алексее Ретинском, далеко не только по моим наблюдениям самом одаренном из сегодняшнего поколения 40-летних отечественных композиторов. Пишущим тонко, без оглядки на массовый вкус, но с опорой на мощный внутренний композиторский и человеческий стержень, притом изысканно и причудливо-красиво, Алексей зарекомендовал себя уже в первом опусе, переданном им в руки Курентзиса – хоре Salve Regina, который мы услышали ровно пять лет назад. С тех пор были разные по качеству вещи, но в лучших Ретинский, приглашенный Курентзисом стать композитором-резидентом musicAeterna, сохранил и развил это единение духовности и красоты.

Новой партитуре «Ты – ликами цветов» автор дал максимально ответственное жанровое определение: мистерия. То есть – сочинение, не прибегающее к какой-либо из канонических форм, но по сути являющееся обращением к Богу. Впрочем, в первой части такая структурная отсылка есть – в ней использован тот же текст «Великого славословия», что и в 12-й части «Всенощной». И даже интонационный материал в ней родствен рахманиновскому, вот только «стены» из этих «кирпичей» сложены уже совсем в другой, остро современной манере – а в то же время в явном наследовании народному многоголосию: русскому, балканскому... Как и стиль пения, каковому мог бы позавидовать самый искушенный коллектив народной музыки. Введение инструментальных партий – флейт, фаготов, виолончелей, контрабасов, рояля, электрогитары – ничуть не перечит православной природе текста: во-первых, мы все-таки не на службе в ортодоксальном храме, куда инструменты действительно не допускаются; во-вторых, здесь это не столько самостоятельные голоса партитуры, сколько «эхо» вокальных партий – тот «воздух», в котором они многократно отражаются и трансформируются. Заодно вызывая ассоциации с самыми великими русскими партитурами ритуально-мистериального свойства, в первую очередь «Свадебкой» Стравинского.

Во второй части, так и озаглавленной Rakhmaninoff, это ощущение пространственности не просто усиливается, но становится почти физически-болезненным – словно мы попадаем в искаженную вселенную, у которой сбито что-то в самых недрах ее вестибулярного аппарата. Такой эффект создает столкновение звука двух роялей, один из которых сдвинут по отношению к другому на четверть тона. Будто шатается все музыкальное здание, которое композитор пытается выстроить на цитатах из Второго и Третьего концертов Рахманинова, а в один из моментов вдруг призраком из средневековых религиозных действ встает тема Dies irae – «День гнева». И все это – под прошептываемое хором «пьяное» стихотворение Егора Летова «А поутру они неизбежно проснулись».

Выход из этого «хмельного», потерявшего точку опоры мира Ретинский находит в максимальном упрощении и «обеззвучивании» музыкальной ткани: одно-единственное, нарочито сиротливое сопрано (Екатерина Дондукова) под один-единственный – то есть уже никакой фальши – рояль пропевает-проговаривает символистское стихотворение известного поэта конца тысячелетия Геннадия Айги «Ты – ликами цветов», давшее название всей мистерии. Цветы здесь – одновременно символ и бесконечно продолжающейся жизни, и ее оборотной стороны – смерти: не зря ими украшают могильные холмики. Единственный даже не упрек композитору, а скорее замечание себе в критическую тетрадку: по смысловой весомости словесный текст тут неизмеримо превосходит музыку. Но может, это тоже часть замысла: скромно отойти в сторону перед великим именем Рахманинова, напомнив, что мы живем, как это сформулировал другой мыслитель наших дней музыкант Владимир Мартынов, в пору «конца времени композиторов».

Который ни в коей мере не означает конца самой музыки. И уж точно лишь в самом своем начале находится цикл «Зарядья», посвященный Рахманинову. В нем 9 марта Капелла имени Юрлова и Оркестр кинематографии представят вокально-оркестровые партитуры Сергея Васильевича, включая «Весну» и «Колокола», 12 и 26 марта, а также 6, 14, 19 и 25 апреля оперные звезды Любовь Петрова, Полина Шамаева, Альбина Шагимуратова, Рамон Варгас, Хибла Герзмава и Ольги Перетятько исполнят рахманиновские романсы, 18 марта и 7 апреля вокальный ансамбль Arielle и хор Cantus школы имени Гайдна выступят с программами русской хоровой музыки, 28 марта виолончелист Александр Князев и пианист Александр Гиндин включат рахманиновское творчество в панораму европейской камерной музыки, 10 апреля свой взгляд на личности Рахманинова и его друга Метнера представит русско-французский фортепианный дуэт Людмила Берлинская – Артур Ансель. В самый день рождения Сергея Васильевича 1 апреля состоятся сразу два события – Рахманинов-марафон пятерки молодых пианистов и мировая премьера симфоспектакля «Белая сирень» об одной человеческой привязанности, прошедшей через всю жизнь композитора. 11 апреля цикл продолжит полусценическая версия оперы «Франческа да Римини» в дирижерской постановке генерального директора зала «Зарядье» Ивана Рудина.

До самого конца мая пианисты Дмитрий Маслеев, Вадим Руденко, Филипп Копачевский, Дмитрий Шишкин и Андрей Коробейников, а также ведущие оркестры и дирижеры страны представят все концерты и симфонии Сергея Васильевича.

Но даже на этом богатом фоне событие 18 апреля обещает стать совсем особенным. Уникальный сборный состав мужских хоров России и Белоруссии исполнит «Всенощное бдение» в том оригинальном виде, в каком его задумал и впервые представил в Московском благородном собрании 10 марта 1915 года сам Рахманинов. Тогда, учитывая громадный общественный интерес, премьера прошла при открытых настежь дверях и окнах. В наши дни аналогом этого станет прямая трансляция исполнения на сайте «Зарядья».

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23107
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5492
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5367
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?