Георгиевскую ленточку я впервые увидела 11 лет назад, когда приехала в Москву в командировку. Майским днем на улице девушка, раздававшая оранжево-черные ленты, протянула одну и мне, объяснив, что это символ мужества и победы. А до того я не раз слышала горькую фразу: «В каждой советской семье с войны не вернулся кто-то из родных». Видела мемориалы, посвященные погибшим воинам, в российских городах и селах, в местах, где когда-то шли ожесточенные бои.
Картина, остающаяся в памяти. На мемориальных стенах вплотную друг к другу бесконечными рядами выгравированы имена павших. У подножий лежат красные гвоздики. Люди приходят сюда вспомнить историю, помянуть своих близких и просто помолчать. А неподалеку легко и беззаботно играют дети. И тут возникает особое чувство, которое трудно передать словами. Будто незримая нить соединяет тех, кто спасал мир тогда, и тех, кто живет в этом мире сегодня.
А 10 лет назад георгиевские ленточки появились и на груди китайских гостей, приехавших в Москву. Тогда же по Красной площади прошел марш «Бессмертного полка». В нем принял участие президент России Владимир Путин, который нес отцовскую фотографию. В том памятном шествии участвовали и потомки китайских революционеров, известных как «китайские ивановцы» — они в детстве жили в ивановском «Интердоме». И теперь уже представители нынешнего поколения китайцев в одном строю с русскими детьми и внуками солдат-победителей несли портреты своих дедов и отцов. Среди которых были Лю Шаоци, Чжу Дэ и другие деятели молодой тогда Компартии Китая. Получилось, что эстафета памяти проходит не только сквозь время, но и через границы, объединяя судьбы, поколения и страны. И корни этой общей памяти заключаются в огромной цене, которую наши народы заплатили за победу и за мир.
В той судьбоносной войне Советский Союз сражался на европейском театре и потерял 27 млн человек. Китай, ключевой участник на азиатском театре военных действий, понес не менее тяжелые потери — около 35 млн жизней. Именно во время Второй мировой между китайским и советским народами родилась дружба, скрепленная общими испытаниями и пролитой кровью.
За этими словами стоят вполне конкретные судьбы. Так, Мао Аньин, известный в СССР как Сергей Маев, старший сын основателя КНР Мао Цзэдуна, воевал на 2-м Белорусском фронте. Он прошел тяжелый боевой путь до самого Берлина. Легендарный летчик Тан До сражался в небе с фашистами, летал крылом к крылу с советскими боевыми друзьями. А юные «китайские ивановцы» рыли окопы, ухаживали за ранеными, сдавали для них кровь.
А как забыть тот факт, что более 2 тысяч советских летчиков-добровольцев принимали участие в боях на китайских фронтах? Многие из них отдали свои жизни, не вернулись на родную землю. В завершающей стадии войны против японских захватчиков Советская армия вступила в бой на северо-востоке Китая, сражаясь плечом к плечу с китайскими бойцами и приближая победу.
Такое тесное боевое сотрудничество оставило немало следов в истории. В 2018 году во Владивостоке в составе «Бессмертного полка» прошли потомки бойцов 88-й отдельной стрелковой интернациональной бригады Красной армии. С георгиевскими лентами на груди они несли портреты своих родственников и скандировали «Ура!». Их предки начали как партизаны, сражавшиеся с японскими захватчиками в приграничной Маньчжурии. С 1939-го по 1941-й, понеся тяжелые потери, они были эвакуированы в Советский Союз и размещены в лагере у села Вятское в Хабаровском крае. А в 1942 году они стали частью 88-й бригады. Позднее некоторые из них вернулись в Китай для сбора разведывательных данных о японской армии и внесли большой вклад в победу на Дальневосточном фронте...
Эти люди, как и тысячи других безымянных героев, стали живыми символами боевого братства. Их истории — неотъемлемая часть общего наследия Китая и России, памяти о взаимной поддержке, о борьбе за свободу и справедливость. Эта дружба, проверенная временем и жертвами, стала прочным основанием для нынешних крепких и устойчивых отношений между нашими народами.
В 2015 году председатель КНР Си Цзиньпин в Москве принял участие в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. На его груди была все та же георгиевская лента. Накануне он торжественно вручил памятные медали 18 российским ветеранам, сражавшимся на территории Китая. Месяцем ранее посол России в Китае Андрей Денисов наградил аналогичными медалями 32 китайских ветеранов, выразив признание их вклада в победу.
Эти награды — не только признание героизма, они подтверждают: историческая правда должна сохраняться, и в этом заключается наша ответственность перед будущим. Ведь эти герои сражались не только за свои страны, но и за справедливость во всем мире. Сегодня Китай и Россия, как ведущие мировые державы, выступают в защиту итогов Второй мировой войны, за сохранение исторической справедливости и укрепление справедливого мирового порядка, особенно в условиях сегодняшней сложной международной обстановки, чтобы гарантировать мир и стабильность для будущих поколений.
В мае наши страны вновь вместе отметят День Победы, в преддверии которого георгиевская лента украсила улицы Москвы и всех городов России. В сентябре два народа будут вместе праздновать 80-летие победы в Boйне сопротивления китайского народа японским захватчикам. Как мы относимся к прошлому, так и будет строиться наше будущее. Память о победе и почтение к ней — это не просто осознание того, какой ценой был завоеван мир. В каждом жесте памяти, в каждом взгляде, в каждой ленте мы выбираем, каким этот мир станет завтра.