Главная Культура 11:11 07 Июня 2021 1298
Симфония Дмитрия Филатова

Есть ли жизнь (дирижерская) после конкурса Светланова

Мария Баранник
Где творчество - там жизнь, убежден дирижер Белгородского симфонического оркестра Дмитрий Филатов. Фото из личного альбома

В последнее время белгородские музыканты все активнее гастролируют, сотрудничают с коллегами других регионов и стран, доказывая, что они – серьезная артистическая сила на российской и международной сцене. Например, в мае 2021 года симфонический оркестр, хор и солисты Белгородской филармонии представляли в Центральной России один из уникальных «фирменных» проектов – возрожденное через полтора века сочинение своего знаменитого земляка Гавриила Ломакина Stabat Mater.

И все же о музыкантах Белгородчины Россия знает незаслуженно мало. Многим ли за пределами Белгорода известно, например, что рука об руку с художественным руководителем симфонического оркестра Рашитом Нигаматуллиным здесь работает дирижером победитель престижнейшего международного конкурса имени Евгения Светланова Дмитрий Филатов? Сегодня мы хотим познакомить читателя с маэстро ближе, услышать его суждения о сути дирижерской профессии, узнать, какие новые горизонты раскрыла перед Дмитрием награда, полученная в 2018 году в Париже, и какие проекты в классике, а также в иных направлениях музыки привлекают его в работе с родным белгородским симфоническим оркестром.

– Дмитрий, вы обучались игре на фортепиано, стали профессиональным флейтистом. Почему всё это в итоге привело к выбору профессии дирижера?

– Закончив музыкальную семилетку по фортепиано, я подал документы в 11-й класс общеобразовательной школы, т.к. не думал связывать жизнь с музыкой. Мама у меня инженер-химик, папа инженер-строитель – по одному из этих направлений я и полагал идти дальше. Но моя учительница по фортепиано увидела во мне потенциал профессионального музыканта и привела в класс к своему коллеге, который посоветовал поступать в музыкальное училище в класс флейты.

Новая жизнь оказалась абсолютно не похожей на ту, к которой я привык в школе. Мы сутками проводили время в училище, занимались, общались. Я начал ездить в Москву – брать уроки у профессора. Спустя 4 года уже был убежден, что с этим инструментом будет связана моя дальнейшая жизнь…

– Но выбрали в конце концов дирижерство?

– Я начал дирижировать симфоническим оркестром уже в качестве студента Академии имени Гнесиных, приезжая в Белгород. Флейту тоже не бросил – до сих пор выступаю как солист, преподаю и даю мастер-классы, среди моих выпускников есть студенты вузов Москвы и других крупных городов, лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

– Дирижер – одна из самых интригующих музыкальных специальностей. Бывает, смотришь на маэстро, и уже сам его жест производит яркое впечатление. Но иногда мелькает мысль: а без дирижера смогли бы музыканты сыграть симфонию, которую, скорее всего, знают наизусть?

– История знает случаи работы оркестров без дирижера, но это единичные исключения, а правило все-таки таково: кто-то один должен брать на себя главную ответственность за качество исполнения. И в первую очередь – за верную передачу замысла автора. Помните Станиславского: любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Музыка в данном случае ничем не отличается от театра. Я не говорю, что дирижер должен забыть о том, что он и сам – художник. Иногда дирижеры выступают настоящими соавторами произведений, советуют композиторам поменять нюансы текста, исходя из соображений выразительности и удобства исполнения. И в каких-то случаях композиторы признают их правоту. Но здесь очень тонкая грань между сотворчеством и произволом. Исполнитель, в том числе дирижер, никогда не должен ее переходить.

Ну и, говоря об ответственности дирижера перед автором, ни в коем случае нельзя забывать, что точно так же он ответствен и перед музыкантами, которых как лидер ведет за собой.

В общем, вы верно сказали – специальность интригующая, сложная, таящая в себе огромное количество подводных камней. Не зря Римский-Корсаков говорил: «Дирижирование – дело тёмное». Множество тому примеров, когда гениальные музыканты, даже композиторы вставали за дирижерский пульт, но, не владея этим искусством, наносили колоссальный вред – себе, коллегам. Всем известен трагический случай с Глазуновым, провалившим премьеру Первой симфонии Рахманинова, что стоило тому тяжелой депрессии и нескольких лет творческого молчания.

– А почему так бывает? Ведь ноты все играют вроде бы те же самые, но у одного исполнителя музыка берет за живое, а у другого оставляет равнодушным.

– А разве вы не сталкивались с аналогичным явлением в обыкновенном общении? Когда те же самые слова в устах одного человека вызывают доверие и желание прислушаться, а произнесенные другим рождают ощущение фальши? Так и в музыке. Сколько тому примеров, когда люди, сто раз слышавшие произведение, слышат его в сто первом исполнении – и после концерта говорят: «Я будто заново открыл для себя эту музыку».

– Давайте все-таки вспомним, что вы не просто дирижер, а лауреат одного из главных дирижерских конкурсов мира. Каково после второй премии (первую тогда не вручили никому), после Шестой симфонии Чайковского с оркестром Французского радио работать в русской провинции? Классно – «я у себя дома»? Или чего-то не хватает?

–С Белгородским симфоническим оркестром я работаю 18-й сезон, мы сделали много интересного, это общение взаимно обогащает. Но, конечно, необходимым условием является сотрудничество с другими оркестрами. В этом плане я благодарен конкурсу имени Светланова, открывшему для меня новые горизонты. Он познакомил с прекрасными людьми, дал возможность сотрудничества с такими коллективами, как Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Московский академический симфонический оркестр, Уральский академический симфонический оркестр, Уральский молодёжный оркестр, «Русская филармония», оркестр Михайловского театра, польская Sinfonia Varsovia, ... В 2019 году партнёры пригласили оркестр на гастроли в Китай, а в ноябре в честь 80-летия восстановления дипломатических отношений между нашими странами сводный оркестр из музыкантов Белгородской филармонии и симфонического оркестра южнокитайского города Чанша выступил в Санкт-Петербургской филармонии в рамках Международного культурного форума.

– Что нового пришло за последние годы в ваш репертуар?

– Продолжаю открывать для себя музыку ХХ века – Стравинского, Респиги, Веберна... Сотрудничаю и с ныне живущими композиторами – это Тихон Хренников-младший, Ольга Викторова, Самуэль Строк… Несколько лет назад руководство филармонии поддержало мою идею о восстановлении партитуры Stabat Mater нашего земляка, известного духовного композитора Гавриила Ломакина, творившего в середине XIX века. Чудом сохранившиеся сильно пострадавшие ноты были найдены случайно, потребовали большой редакторской работы, но в итоге произведение было исполнено. Мне кажется, оно нашло и продолжает находить отклик в сердцах тысяч слушателей.

– Есть ли в вашем творчестве место другим жанрам, помимо классики?

– Симфонический оркестр – универсальный организм, восприимчивый к самым смелым экспериментам. В моих программах звучит и музыка из оперетт, кинофильмов, джаз… Несколько лет назад я сделал авторскую программу «Симфорок» из моих собственных аранжировок мировых рок-хитов. Это был очень интересный творческий опыт.

– Что насчет культурных отношений с некогда братской, а сейчас, внушают нам некоторые пропагандисты, «враждебной» Украиной?

– В прошлом меня связывали с Украиной, особенно с соседним Харьковом – замечательным городом, имеющим огромные культурные традиции, – прочные творческие отношения. К сожалению, сейчас граница для профессиональных контактов закрыта, осталась единственная возможность общаться – через интернет.

– Помню, кого из участников Светлановского конкурса, приехавших с дальних континентов, ни спросишь – всех тянет в Европу: уругваец поселился в Австрии, житель Гонконга – в Германии. А вас мысль перебраться в края, где, собственно, и зародилась симфоническая музыка, не посещала?

– Для всякого музыканта главное – творческая атмосфера и возможность работать с единомышленниками. А это может быть в самых разных местах, поэтому в принципе не исключаю для себя возможности зарубежных контрактов.

– Как белгородские музыканты пережили ковидный год? Много ли болели, приходилось ли искать дополнительный заработок из-за свертывания концертной жизни?

– Болели, к сожалению, многие, но после трехмесячной самоизоляции оркестр вернулся к работе, давал онлайн-концерты. Мне показалась очень важной и нужной идея цикла «Бетховен. Симфонии», который мы приурочили к 250-летию со дня рождения великого композитора. Это и гениальная музыка, и пример того, как человек может противостоять самым жестоким вызовам судьбы. Отклик слушателей был очень теплым. С другой стороны, за время карантина обрела новую популярность уже упомянутая программа «Симфорок», число ее просмотров в интернете достигло миллиона. Ну и считаю, что с финансовой точки зрения оркестр, благодаря верным действиям филармонии, прошел трудную полосу безболезненно.

– Каким вам видится место классической музыки в будущем?

– Очень важным: музыкальная классика делает жизнь человека одухотворенней и богаче. К сожалению, не все это сегодня понимают, поэтому считаю долгом государства помогать людям с детства приобщаться к высочайшим образцам творчества. Где творчество – там жизнь!

Комментарии для сайта Cackle

Что не так с фильмом о подвиге легендарного летчика

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Девятаев в кино и в жизни. Фото из открытых источников

За первый уик-энд фильм «Девятаев» при бюджете 625 млн рублей собрал в нашем прокате только 80 млн. Весьма скромный старт для столь амбициозного проекта. Уже понятно, что по результатам проката фильм вернет едва ли...

Если посмотреть этот сериал по Прилепину сразу от начала до конца, то возникнет ощущение, будто пыльным мешком по башке долбанули

Сергей Беднов
Труд
Захар Прилепин опубликовал «Обитель» в знаковом 2014 году. Фото: globallookpress.com

Как в хорошем, так и в плохом смысле. С одной стороны, голова идет кругом от количества вновь узнанных исторических фактов, перипетий драматического сюжета, ярких судеб героев, сильных сцен. С другой —...

Почему Петр I отменил запрет для иностранцев нанимать русских слуг

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Гравюра Эрика Пальмквиста. Фото из открытых источников.

Отношения между странами все больше напоминают коммунальные свары крепко пьющих соседей: бесконечный ор с взаимными оскорблениями и высылкой дипломатов, череда шпионских скандалов, составление списков «недружественных стран»:...

Культура 00:20 / 21 Мая 2021 24616
Поющая камарилья

Не путать с эскадрильей из знаменитого советского фильма. В отличие от нее, в камарилье нет ничего хорошего

Сергей Беднов
Труд
Юрий Лоза уверен: если кто-то из «зубров» российской эстрады кого-то хвалит – он врет. Потому что это – пиар потенциального конкурента. Фото: Anton Belitsky, globallookpress.com

Это слово обозначает группу приближенных к власти людей, которые путем интриг влияет на ход событий с целью извлечения личной выгоды. Почему она поющая? Потому что речь пойдет о музыкальной политике российского ТВ, вполне...

Небольшое войско русских два дня отбивалось от орды крымского хана Девлета Гирея, сорвав внезапный удар по землям Московского царства 

Найденные дайверами артефакты. Фото: Институт археологии РАН и Государственный музей-заповедник «Куликово поле»

Российские дайверы из клуба «Диво» обнаружили в реке Гоголь на территории Орловской области более 200 древних предметов. Любители подводного плавания обратились к ученому Олегу Радюшу из Сейминско-Суджинской экспедиции Института...

Телепрограммы праздничных дней предсказуемы до зевоты. Но на сей раз одна интрига все же будет

Сергей Беднов
Труд
На Первом канале грядет премьера - «Подольские курсанты». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На вечер субботы «Россия» запланировала «Бриллиантовую руку». Все правильно, на Первомай всегда советские комедии показывают. А как только Семен Семенович разберется с контрабандистами, начнется трансляция...

Культура 00:22 / 30 Апреля 2021 12627
При жандармах писано…

Музей Герцена раскрыл архивы

Дарья Ефремова
Труд
Медальон с портретом А. И. Герцена. Изображения предоставлены Домом-музеем А. И. Герцена

В Доме-музее А.И. Герцена (входящем в состав Государственного музея истории русской литературы имени В.И. Даля) открылась экспозиция «Разыскания и находки. Дары и приобретения», на которой представлены прежде...

Вчера в Москве завершил свою работу 43 Московский Международный кинофестиваль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм с таким смачным названием - сатира на современное общество, которое предало одинокую женщину злобной интернет-травле

Несмотря на пандемические сложности, он прошел «вживую» — в отличие от многих престижных зарубежных киносмотров, которые вынуждены довольствоваться онлайн-форматом. Аншлагов на ММКФ по известным...

Культура 00:23 / 30 Апреля 2021 11560
Тень на Корбюзье

В обход регламентов в центре Москвы собираются построить 200-метровый небоскреб

Елена Широян, искусствовед
Труд
Башня высотой под 200 метров агрессивно изменит облик проспекта Сахарова (слева) и старинной Мясницкой улицы. Фото с сайта archnadzor.ru

Судя по тому, какие строительные проекты всерьез выдвигаются сегодня в Москве, в скором будущем центр столицы ощетинится десятками, если не сотнями небоскрёбов. Очень быстро они превратят в карликов даже знаменитые сталинские...

Необходимое послесловие к премиям «Ника» и «Оскар»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором «Ники» стал фильм «Дорогие товарищи!», «Оскара» - «Земля кочевников»

Все смешалось в кинематографическом доме. Из-за пандемии сдвинулись привычные сроки проведения фестивалей и премий. Вот и получилось, что церемония «Ники» прошла в один день и едва ли не в те же...

Легенда о проклятии игуменьи

Марина Крючкова, архивариус
Труд
А.Афанасьев. Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. 1817 года 12 октября. Фото из открытых источников.

26 мая 1883 года в Москве освятили храм Христа Спасителя — событие, которое тогдашние «Современные известия» назвали запоздавшим как минимум на полвека. Ведь Александр I, в декабре 1812 года издавший...

Культура 22:01 / 01 Мая 2021 10563
Кина не будет?

Бывший фронтмен культовой группы Sex Pistols Джон Лайдон раскритиковал идею снять сериал о коллективе

Труд
Фото: Michael Nigro/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Не так давно «Труд» сообщал о начале работы над мини-сериалом о культовой панк-рок-группе Sex Pistols. Об этом, в свою очередь, оповестил знаменитый британский режиссер и продюсер Дэнни Бойл («На игле»)....

Разговор с писателем Дмитрием Лихановым о собаках и людях

Владимир Петров
Труд
Писатель и его герой – Валерий Бурков, без которого не было бы романа «Звезда и Крест». Фото из личного архива автора

Книги Дмитрия Лиханова не дают жить спокойно — остаются занозой в сердце. Душа без конца возвращается к прочитанному, отзываясь маетой и неясным беспокойством, как на непогоду. Как-то не так мы живем, что-то не так мы делаем, если все в этих...

Почему в Москве нет площади имени великого композитора, спрашивает Денис Мацуев

Сергей Бирюков
Труд
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Фото из открытых источников.

Позвольте, дорогой читатель, сегодня, в день рождения Петра Ильича Чайковского, спросить вас: знаете ли вы, что в Москве нет ни улицы, ни площади, ни даже переулка, носящих имя величайшего русского композитора?...

Культура 00:15 / 30 Апреля 2021 9493
Календарь: 30 апреля

Легендарному фильму «Белорусский вокзал» исполнилось полвека

Труд
Кадр из к/ф «Белорусский вокзал». Фото: globallookpress.com

1642 Скончался князь Дмитрий Пожарский, русский национальный герой, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. 1649 Царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о гражданском благочинии»,...

Культура 00:12 / 30 Апреля 2021 9229
Встречаемся у Канта

В Калининграде напомнили уроки великого мыслителя, которые люди мира, к сожалению, плохо усвоили

Сергей Бирюков, Калининград - Москва
Труд
Автор, режиссер и исполнитель Дмитрий Минчёнок и тень актрисы Марии Черновой. Фото предоставлено Кафедральным собором Калининграда

«Встретимся у Канта в 17 часов 24 минуты» — этот странный для большинства жителей земли уговор понятен без объяснений в Калининграде. 1724-й — год появления на свет самого знаменитого из всех кенигсбержцев, и именно в этот час в его день рождения...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?