Главная Культура Афиша 07:21 07 Сентября 2011 3829
Дали приблизился
В Москве открылась выставка одного из самых великих художников и мастеров самопиара
Елена Широян

Новый сезон Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открыл с пафосом — вернисажем выставки «Сальвадор Дали», который посетила Светлана Медведева. Ретроспектива гениального художника-шоумена в Москве задумана как кульминация Года Испании в России и России в Испании.

Едва сбросив наряды от Диора, Пушкинский вновь преобразился. Сценограф Борис Мессерер «приодел» розовую лестницу и колоннаду, увешанную графикой Дали. Дизайн экспозиции Мессерер долго держал в секрете, пообещав превратить ГМИИ в самое большое произведение сюрреализма. Трудно судить, так ли это, не увидев Музея-театра Сальвадора Дали в испанском городе Фигерас и Музея Дали в американском Сент-Питерсберге, где собраны сотни его полотен. Но посетитель ГМИИ поражен с порога: над головой подвешены странные манекены, меняющие цвет с белого на оранжевый и зеленый. Гигантские платья с черной шнуровкой, черной же шляпой или мантильей и веером — дань карнавальному балу 1951 года в Венеции. На той «вечеринке века» группа черно-белых гигантов в фантастических костюмах от Дали шла в свите модельера Кристиана Диора.

Огромные подсвеченные яйца из папье-маше на парапете колоннады — привет Музею-театру Сальвадора Дали. Выставка прибыла с родины Дали: он сам руководил устройством собственного музея, открытого в 1974-м, там прожил конец жизни и был похоронен. Впрочем, пространство музея в Москве воссоздано лишь урывками, зато ниша в центре Белого зала стала мегаэкраном: кадры с видами Фигераса сменяют фотопортреты его прославленного уроженца. Лицо Дали подавляет висящие по периметру картины, в основном небольшие, но, вероятно, так и должно быть с художником, говорившим: «Сюрреализм — это я!»

Связав проект «Сальвадор Дали» с недавней заезжей выставкой «Диор: под знаком искусства», ГМИИ дал старт веренице торжеств по случаю грядущего столетия Пушкинского музея. Начинал он свою историю в 1912 году как Музей изящных искусств императора Александра III — учебный центр при Московском университете, но давно превратился в одно из «тусовочных» мест Москвы. Здесь умудряются поставить академическую основательность на службу модным арт-тенденциям, умея порадовать интеллектуалов и потрафить массовым вкусам. Случайно ли, в отличие от Эрмитажа, открывшего перекрестный Год России в Испании и Испании в России беспрецедентным показом шедевров музея Прадо, ГМИИ сделал ставку на Дали — самого скандального художника ХХ века, икону массовой культуры? Кажется, нынешней Москве, приросшей небоскребами, бутиками и публикой, следящей за арт-конъюнктурой, очень подходит именно Дали — все еще не безусловный классик. Тем больше страстей и внимания вызывает его спорная фигура, балансирующая на грани кича.

Гвоздь экспозиции из фондов Музея-театра Сальвадора Дали — живопись мировой арт-звезды. В отличие от графики, по преимуществу тиражной, ее мы практически не видели. А ведь без картин, о которых все наслышаны, Дали кажется фантомом. Теперь он наконец «материализовался» благодаря контракту ГМИИ с находящимся на родине художника Фондом «Гала — Сальвадор Дали». Громкий проект угодит и поклонникам каталонского гения, каких у нас тьма еще с эпохи СССР, когда Дали был под запретом, и тем, кто признает у Дали талант лишь к саморекламе. И те и другие укрепятся в своем мнении перед холстами в Белом зале. ГМИИ добавил к ним слепки с античной и ренессансной скульптуры: «Венера Милосская» проецируется в этюд к картине «Галлюциногенный тореро», «Голова Персея» перекликается с иллюстрациями к «Автобиографии Бенвенуто Челлини». К слову, Дали всерьез считал себя преемником великих мастеров Ренессанса — с юности, когда написал «Автопортрет с шеей Рафаэля».

В дальнейшем коллеги-сюрреалисты заклеймят Дали как ретрограда, а он будет заигрывать с классическим искусством. Отсюда и «Стереоскопия с «Менинами», и «Гала, созерцающая явление принца Бальтасара Карлоса» — Веласкес будоражил самолюбие Дали, и перепевы иных авторов. Из Фигераса привезли не самые знаковые вещи, хотя «Равновесие пера» отражает «ядерный период» Дали, а «Гала, созерцающая Гиперкубическое распятие» — этюд огромного полотна из Метрополитен-музея. Русская муза сюрреализма Елена Дьяконова — жена, модель, менеджер и партнер — была рядом с Дали с 1929 года до своей смерти в 1982-м. Ради него она оставила дочь и первого мужа, поэта Поля Элюара, до войны много сил положила на «раскрутку», вылепив из молодого художника гения с огромными гонорарами. Деловой союз был прочен, хотя супруги друг друга не стесняли. Пусть не сам Дали дал возлюбленной прозвище Гала (от франц. gala — празднество), он увековечил это имя. Среди 25 холстов немало посвящений жене: «Портрет Галы с двумя бараньими ребрышками:», «Тройное появление лица Галы».

Однако нет ни «Атомной Леды», ни «Галатеи сфер», ни хищной «Галарины» — ответа Рафаэлю с его «Форнариной». Красный диван в форме накрашенных губ возле диорамы «Мэй Уэст» — кусочек инсталляции в Фигерасе: из занавесок, картин и мебели в комнате возникает лицо голливудской актрисы. Однако к нам не привезли ни золоченое кресло с короной, на котором восседал Дали на церемонии открытия музея, ни расписные бюсты Ньютона и Веласкеса. Зато хороша подборка архивных фото — рассказ о создании музея, о юном Дали, о жизни в духе «сюра». Отличные иллюстрации к роману «Дон Кихот» убеждают: Дали — один из главных художников Испании ХХ столетия.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4925
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3651
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3067
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2388
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2111
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1945
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1757
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1613
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 158
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?