В России активизировался новый вид телефонного мошенничества: аферисты добывают у жертв коды доступа к порталу «Государственные услуги» под видом сотрудников компаний – операторов домофонов. Об этом рассказал РИА Новости глава комитета Государственной думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.
«Сценарий выглядит буднично: звонит человек с уверенным голосом, представляется сотрудником компании и сообщает, что завтра в вашем доме будет плановая замена ключей. Чаще всего уточняется время — с десяти до двенадцати, добавляется, что специалисты придут лично или будут стоять у подъезда, раздавая новые ключи. Для убедительности собеседник может знать фамилию жильца, номер квартиры или ссылаться на «договор с управляющей компанией», — сказал Гаврилов.
Затем, по его словам, человеку предлагают «зарезервировать» нужное количество ключей и называют, что «сейчас по СМС придет номер талона», который нужно продиктовать. На самом деле это одноразовый код подтверждения входа на портал «Государственные услуги».
«Передав его, человек открывает мошенникам доступ к личным данным, банковским сервисам и в некоторых случаях к заявкам на кредиты», — отметил парламентарий.
Гаврилов напомнил о том, что ни управляющая компания, ни подрядчик по домофону не запрашивают коды из СМС и не раздают ключи на улице - все работы проводятся официально, с уведомлением жильцов, а дополнительные ключи заказываются по заявке. Депутат настоятельно посоветовал не верить никаким звонкам «с предложением «забрать ключи завтра».
Тем, кто всё-таки сообщил код, Гаврилов рекомендовал сразу же попытаться восстановить доступ к «Госуслугам» через форму «Восстановить доступ» или лично в многофункциональном центре.
Ранее в Сбербанке назвали самые ходовые среди мошенников слова и фразы.