У нас как возьмутся о чем-нибудь дискутировать - так без продыху. В средствах массовой информации обсуждение предстоящей реформы Министерства путей сообщения достигло в последнее время своего апогея, и теперь о ней говорят даже старушки на скамеечках. И поскольку в нашей стране каждый является крупным специалистом в вопросах государственного устройства, а любая домохозяйка разбирается в управлении железными дорогами, то общество разделилось на сторонников и противников грядущих перемен.
Как писал Козьма Прутков, "всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется". Судя по всему, головы наших соотечественников уже не в состоянии переварить всю свалившуюся на них информацию. Вот почему все чаще слышны просто перепевы газетных статей, не прибавляющих ясности в понимании будущего железных дорог. Пользоваться информацией первоисточника (в данном случае - текстом программного документа МПС) давно уже стало моветоном, поэтому самое продвинутое население с интересом, подобным только просмотру бразильских сериалов, читает различные сторонние комментарии и сопоставляет мнения "специалистов". При этом, разумеется, позиция железнодорожников в расчет не принимается: они априори действуют только в своих корпоративных интересах, а потому - совершенно понятно - ничего хорошего придумать не способны.
Противников же МПС условно можно разделить на два лагеря: тех, кто через СМИ "обрабатывает" реформаторский контингент, и тех, кто воздействует на левый электорат. Пропагандой охвачена, таким образом, вся прогрессивная общественность нашего государства. Естественно, аргументы используются разные, но смысл выступлений один - "а Баба Яга против". И это, похоже, чуть ли не первый случай, когда демократы и коммунисты "слились в экстазе" и идейно объединились против "врага Отечества" - эмпээсовской концепции реформы российских железных дорог. Мы ж не можем без врага, нет внешнего - найдем внутреннего. В результате, по меткому выражению нашего остроумного златоуста А. Муртазаева, "идеи овладевают массами в извращенной форме".
Суть претензий сводится к абсурду: коммунисты настаивают на том, что предложенная концепция реформирования железнодорожного транспорта слишком радикальна, демократы - напротив, что она слишком консервативна. Возникает закономерный вопрос: если левые считают "что-то" радикальным, а правые - консервативным, то где это "что-то" находится? Не есть ли это та самая "золотая середина", которая, по идее, должна устроить всех? Не пора ли прекратить расточать словеса и отдать железные дороги в крепкие и надежные руки профессионалов? Но нет, каждый хочет приложить руку и войти в историю как радетель национальных интересов.
А между тем представляется поистине государственной задача, которую ставит перед собой МПС: разделить государственное управление как таковое и непосредственно бизнес, каковым на железной дороге являются перевозки. При этом, разумеется, желательно не наломать дров.
Государственное управление в стране с рыночной экономикой должно заключаться в понуждении к исполнению соответствующих законов - и это главная его функция. Все прочие - вторичны. Государственное же управление любым бизнесом в нашей стране ни к чему хорошему не приводит. В этом смысле показательна история с БАМом, например. Какая была стройка, сколько шума, а когда построили - выяснилось, что возить-то по БАМу нечего. Транссибирская магистраль свои грузы не отдаст: там все давно налажено и отработано. Возить транзитные грузы из Юго-Восточной Азии по Транссибу короче. В общем, получилась рокада на случай войны с Китаем. Поскольку война с Китаем не предвидится, что делать теперь с БАМом - непонятно. Ну не ссориться же с Китаем, право слово... А ведь на те же деньги можно было построить сквозную автомагистраль от Читы до Хабаровска, от которой много больше пользы было бы родному Отечеству. Вот и задумаешься: что же грезилось государственным мужам в перспективе этого мероприятия? И в чем заключалась "государственность"?
Однако что, безусловно, радует в этом многоголосом хоре - все пекутся о государственных интересах. О наших с вами то есть. Правда, представления об этих интересах различны. То единоначалие на железных дорогах необходимо вводить, то, наоборот, приватизировать - срочно и все; то сохранить социальные программы, то вывести их из компетенции МПС, и прочая, и прочая, и прочая... На самом деле государственный интерес тут может быть только один - процветание и эффективная деятельность железнодорожного транспорта, на котором, кстати, зиждется экономика всей страны.
Думайте, друзья, думайте, прежде чем суждения свои в вербальные формы обращать. А то ведь, сами знаете, как бывает: слово за слово, и вот уже "Аксененко-злодей создает ужаснейшего монстра, который проглотит всю страну и не подавится". Вот уж действительно: все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно прежде всего за нас с вами.