2 млн рублей за травму в общественном транспорте — с такой цифры начали свой год рынки страховщиков и перевозчиков.

«Из моего района до работы можно добраться только на одной маршрутке. И не везет мне попадать на одного водителя, который просто ужасно водит. Пассажиры мотаются по всему салону, как еще никто себе ничего не сломал — одному Богу известно», — жалуется в разговоре с «Трудом» жительница Екатеринбурга Олеся. В итоге девушка не выдержала и после неприятного разговора с лихачом обратилась в ГИБДД. Блюстители порядка на дорогах отреагировали оперативно: провели проверку, наказали рублем.

Как раз для таких клинических случаев, да и не только, с 1 января в России ввели новый вид обязательного страхования — гражданской ответственности перевозчиков за нанесение вреда здоровью, жизни и имуществу пассажиров. Если по-простому, то пассажиры теперь смогут получать компенсации до 2 млн рублей за вред, нанесенный в результате аварии на любом виде общественного транспорта.

«Во-первых, хочу сказать про суммы. 2 млн, о которых все пишут, — это крайний случай. Это доказанная I группа инвалидности. Если брать небольшие выплаты, можно привести в пример 60 тысяч рублей за 10-дневное лечение травмы головного мозга и 100 тысяч — за более продолжительное. Но так или иначе пассажир по страховке будет получать в десятки раз больше, чем, например, другой участник ДТП: пешеход или водитель другого транспортного средства», — отмечает в разговоре с «Трудом» председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров» в Санкт-Петербурге Василий Киселев.

Мало того, этой возможностью получить такие деньги — а для глубинки это будут действительно существенные суммы — будут пользоваться не только пострадавшие. Нечестный водитель может становиться пассажиром, пассажир может специально упасть «на страховку». Получится как с ящиком Пандоры: сначала все обрадовались таким суммам и возможностям (еще бы, кто откажется наказать лихача рублем?), а потом появится куча полулегальных страховых компаний, симулянтов. И это только вершина айсберга.

«Что нам делать с формулировкой «пассажиром является тот, что приобрел билет»? Одно дело, когда это персональная карта, а другое — когда водителям чуть ли не по салону приходится бегать за пассажиром, чтоб вручить-таки ему этот билет. А если человек не успел приобрести билет и упал? Если не сработала карта? Что делать с льготниками? Ведь заявленные тарифы на страхование — 14 копеек с каждого пассажира в черте города и около 40 копеек за городом — должны откуда-то дофинансироваться. Лучше бы развили наше предложение 2007 года: сделать страхование на транспорте добровольным. Хочешь страховку — плати на рубль больше. Не надо тебе полиса — езжай дешевле», — комментирует эксперт.