Следует согласиться с автором статьи "Разгадка трагического парадокса" в том, что "какова духовность - таковы и плоды". "Новые русские" и "демократическая" власть - самый яркий тому пример. С такими поводырями даже с Христом в голове можно одичать. Однако следует обратить внимание, что профессор, прогнозируя одичание, даже не обмолвился о том, что это нынешние бездарно-радикалистские власти завели нашу страну в экономический тупик, культуру и образование пустили в распыл.
Статья богослова - это своеобразная ода христианству, но не следует забывать, что изначально оно возникло как религия рабов и обездоленных. Однако, как писал (по-моему, верно) Ленин, христиане, получив положение государственной религии, "забыли" о "наивности" первоначального христианства с его демократически-революционным духом". Людям мечталось о хорошей и справедливой жизни, в которой Христос был божеством, способным совершать чудеса. Так уж случилось, что люди "вбили себе в голову" веру в сверхъестественное и создали образы, лишенные подлинной основы. Этот миф поддерживается Церковью и властью. Первой это надо для поддержания своего собственного влияния, а власть нуждается в Церкви, так как видит в ней опору для себя.
Церковь приспосабливалась к любым формам эксплуататорского общества, в связи с чем, защищая интересы такого общества, она защищала в первую очередь самое себя. Поэтому пресловутый "трагический парадокс" порожден в некоторой степени самой Церковью, в которой культивируется отпущение грехов. А ведь сначала как все было замечательно синтезировано в иерархию планов бытия! Но вот Гете устами своего Фауста вносит сомнение в это складную христианскую теорию:
"В начале было Слово".
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало,
Я напишу, что Мысль всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От Истины была недалека,
Ведь Мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли начало всех начал?
Пишу - и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит,
Но свет блеснул, - и выход вижу я:
В Деянии начало бытия.
В нашем обществе сегодня складывается благоприятное с виду, но не критичное отношение к Церкви. Думаю, читатели согласятся с тем, что жизнь - это движение вперед, а не вспять (как нынче в несчастной России). Наше современное бытие (экономическое, моральное и т.д.) - это именно движение вспять, то есть не прогресс, а регресс, который и порождает опасность нашего одичания. И вряд ли поголовная вера в Христа может изменить наше положение - допустим, освободить страну от фантастических долгов. И именно в этом смысле я бы не стал преувеличивать значимость сегодняшнего "церковного ренессанса".