РосНОУ - крупнейший частный вуз России. Владимир Зернов признает, что из-за кризиса студентов в этом году будет меньше, и доходы вуза упадут. Он видит выход в конкурсном распределении денег между частными и государственными вузами.
- В этом году из-за демографической ямы мало абитуриентов. Сможете ли вы и другие частные вузы набрать студентов?
- В прошлом году была подобная ситуация. Но при этом в некоторых государственных вузах был недобор. А частные вузы все равно набрали учащихся на первый курс. Даже за деньги люди идут учиться туда, где они считают образование более конкурентоспособным.
- Но сейчас ситуация отличается. У абитуриентов может не быть денег, и они будут стремиться на бюджетное отделение.
- Допускается и такая ситуация. Но тогда через пять-шесть лет мы получим не тех специалистов, которые могут развивать экономику, а людей, которые пошли абы куда, лишь бы иметь корочку о высшем образовании.
- И все же, уменьшится ли число поступивших в этом году?
- На дневное отделение - да, правда, пока не берусь сказать, насколько. Абитуриенты будут выбирать вечернее и заочное отделения.
- Что вы будете делать, если недоберете абитуриентов?
- Будем активнее развивать науку и инновационный менеджмент, тогда студенты придут к нам в магистратуру и аспирантуру. Кроме того, если студентов станет меньше, то у преподавателей уменьшится количество часов. А значит, и зарплата. У нас она почасовая: профессор получает 400 рублей за час, доцент - 320. В среднем выходит 60 тысяч рублей в месяц. Некоторые зарабатывают и по 100 тысяч.
- Будете закрывать специальности из-за кризиса?
- Нет. Более того, мы открываем физический факультет и факультет моделирования наносистем. Там будет по 50 мест для физиков и технологов. Больше взять не сможем - в лабораторию не влезут. Но на первый курс мы их принимать не будем - только в магистратуру. В стране много невостребованных людей с высшим техническим образованием, которых надо переучивать.
Конкуренция превыше всего
- Зачем вообще нужны частные вузы?
- Те страны, где негосударственных вузов больше, чем государственных, даже кризис пережили легче. Например, Япония и Тайвань.Там люди привыкли отвечать за свои деньги. У нас же рыночная экономика, а проблемы образования мы пытаемся решать "социалистическими" методами.
- То есть нужна конкуренция между частными и государственными вузами?
- Конечно! А иначе будет стагнация высшей школы. Бюджетные места должны распределяться по результатам конкурса. В противном случае у вузов не будет заинтересованности и желания развиваться. У РосНОУ есть филиалы, в которых существуют заявки на научные открытия. А рядом находятся государственные вузы, где заявок нет и в помине. Так куда же деваются деньги?
- На бюджетных студентов.
- Нигде в мире нет такого понятия, как "бюджетное место"! Даже в коммунистическом Китае. Должны быть контрактные отношения между государством, вузом и обучающимся. Государство должно доверять подготовку специалистов лучшим вузам, а не тем, которые им учреждены. Это норма любого цивилизованного общества с рыночной экономикой.
- Но считается, что частные вузы снисходительнее к студентам, ведь для них учащиеся - прямой источник дохода.
- Хочу заметить, что две трети платных студентов обучаются в государственных вузах. Поэтому данный вопрос касается и их. Но не могу не согласиться, что качество обучения в вузах за последнее время снизилось. Проблема в отсутствии конкуренции и мотивации к качественному образованию как у преподавателей, так и у студентов. Одни слишком часто делают вид, что обучают, а другие - что обучаются.
- В кризис правительство увеличило число бюджетных мест. Это правильная мера?
- Нет. Нужно поддерживать наиболее эффективных. Наши вузы перестали быть конкурентоспособными у себя в стране. Число выезжающих учиться за границу выше количества людей, поступающих к нам.
- Так как именно должны конкурировать вузы?
- Очень просто. Пока у нас государство не поддерживает научные исследования частных вузов. Мы даже не можем участвовать во многих конкурсах - деньги делятся между государственными вузами. А должно быть так: ты лучший - получи поддержку государства. Не только по форме учредителя: государственный вуз - значит хороший. Ведь так же говорили и про наш автопром. Заводы государственные, значит, они выпускают хорошие автомобили. А негосударственные - плохие. Что в результате? То же самое - образование. Где научные достижения? Где открытия? Науки нет - значит, из вуза выпускается серость.
Бизнес в вузе
- Из-за кризиса у студентов были проблемы с оплатой обучения?
- Конечно были. Несколько сотен человек перешли с дневного отделения на вечернее и заочное - там плата меньше почти в два раза. Причина в том, что родители перестали платить или сами были вынуждены поменять работу. Но мы не только никого не выгнали, но и заморозили цены за обучение.
- Вы помогали трудоустраиваться студентам и выпускникам?
- Да. Один из вариантов - открыть собственное дело. Для этого мы создали бизнес-инкубатор. Любой студент может сделать собственную фирму. Мы им даем оборудование на льготных условиях, а первые полгода они не платят аренду. Всего у нас 35 мест, свободных осталось около 10.
- А какие там виды бизнеса?
- Инновационные. Например, изготовление нанотрубок. Благодаря им можно склеить тефлон, считающийся не склеиваемым. Одно предприятие делает ветрогенераторы, другое - акустоподавители, заглушающие звук. Несколько из них купила компания "Туполев".
- Какую часть доходов вуза составляет наука?
- Три четверти дохода - это плата за учебу. В этом учебном году мы ставили задачу 25% денег заработать на науке. Но из-за кризиса удалось получить лишь 15%.
- Почему?
- Не смогли внедрить разработки. У нас нанотрубок сейчас, как у дурака - махорки. Это продукция востребована, но из-за кризиса компании не могут их закупать.
Резюме
Владимир Зернов, ректор РосНОУ
Родился 2 января 1952 года в Белгородской области.
Образование: МФТИ, доктор технических наук.
Прежние места работы: доцент кафедры общей физики и моделирования волновых процессов МФТИ, профессор МФТИ.
Цифры
20 000 человек учатся в вузе
1500 человек ежегодно поступают в головной вуз в Москву
166 000 рублей в год - максимальная стоимость обучения
60 000 рублей в год - минимальная стоимость обучения
Источник: РосНОУ