Главная Культура 19:56 11 Января 2023 2530
Рахманинов: прелюдия опус 2023

Екатерина Мечетина открыла год великого русского композитора в Московской филармонии

Сергей Бирюков
Играть Рахманинова - громадная отдача сил. Но и радость великая. Фото автора

Уже более десяти лет традиции, по которой Московская филармония дает на старте года новую программу пианистки Екатерины Мечетиной. Счастливая идея соединила в себе блистательность формы и глубину содержания, присущие искусству этой исполнительницы. По сути Екатерина задает настройку тому, что определит интонацию главного музыкального дома столицы на много месяцев вперед. В 2023 году это, бесспорно, творчество Сергея Васильевича Рахманинова, которому был посвящен концертный вечер 8 января в Зале имени Чайковского.

Дело не только в том, что 1 апреля мы отметим 150-летие со дня рождения великого русского композитора. В одной из наших бесед с Екатериной я услышал: «Ведь это миссия святого – взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Нисколько не принижаю других великих. Чайковский бывает и более откровенным в своих музыкальных исповедях. Но когда слушаю Рахманинова, понимаю – мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но – учат быть человеком. В этом отношении могу сравнить его только с Толстым… Есть еще одно драгоценное качество у музыки Сергея Васильевича: про все, что он объясняет в человеке, нельзя сказать в отрыве от прилагательного «русский». Он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце».

Сегодня это «рахманиновское» чувство пришло к очень многим из нас. Не обязательно к находящимся в разлуке со страной, но и к тем, кто не помышлял об отъезде (а это, к счастью, громадное большинство), но не может не задумываться над происходящими в мире переменами. И вот тут возможность свериться с Сергеем Васильевичем поистине драгоценна. Скажу больше: в том, что 2023 год, который наверняка станет для России непростым, оказался и годом Рахманинова, трудно не увидеть знак судьбы.

Но что взять из огромного объема рахманиновского творчества для такого концерта-зачина, какой задумала Мечетина?

Ее выбор точен. Это одиннадцать прелюдий совсем еще молодого, но уже вполне явившего мощь композитора, которые в силу самого жанра «предыгры» (буквальный перевод слова «прелюдия») и, конечно, пророческого дара, присущего гению, стали одиннадцатью прозрениями в грандиозный и драматический разворот его собственной жизни и жизни Отечества.

Собственно, такова уже первая из сыгранных прелюдий – до-диез минорная, написанная в 19 лет, но по ней вполне можно судить о том, кем станет Рахманинов через десять, двадцать, сорок лет. Символично, что ее, среди прочих восторженных слушателей, успел оценить Чайковский – и тем самым как бы заглянуть в будущее русской музыки, да и самой России. А мы, слушая в исполнении Екатерины этот роковой гул басов, грозный град аккордов, прорывающийся сквозь их шквал героико-трагический марш и наконец скорбно гаснущие отзвуки начального «набата» – оцениваем точность картины и прогноза.

Затем последовали 10 прелюдий опус 23. Они написаны десятилетие спустя автором, уже узнавшим не только цену первым головокружительным удачам, но и кризисам, и их преодолению. Конечно, здесь развивается то, что уже открыто композитором. Так, он замечательно слышит «ветер жизни» – вновь тревожный, как в до минорной или ми-бемоль минорной прелюдиях, тихо-печальный, как в колеблющихся, будто осенний камыш, фигурах фона фа-диез минорной прелюдии, упругий весенний, как в ликующей си-бемоль мажорной (только Екатерине в ней, может быть, стоило чуть меньше напирать на темп, зато больше следовать рахманиновскому указанию Maestoso, т.е. «величественно»)… Другой «лейтмотив», тоже проистекающий из до-диез минорной прелюдии – шаг, часто переходящий в пляс: остро и иронично акцентированная ре минорная (тут Екатерина очень точно следовала авторской ремарке Tempo di minuetto), маршеподобная соль минорная (а вот здесь, пожалуй, снова стоило бы сдержать движение, чтобы фразы освободились от излишней торопливости и обрели мужественную мощь, подразумеваемую указанием Alla marcia).

Но появилось в 23-м опусе и нечто новое, наработанное Сергеем Васильевичем за десять лет: умение тонким плетением звуковой ткани создать волшебный, эмоционально окрашенный пейзаж, как в середине той же соль минорной прелюдии (ее явно написала та же рука, что и вторую «истомную» часть Второго концерта) или в стремительной ля-бемоль мажорной, у Екатерины превратившейся в подобие вальса бабочек или стрекоз над водой. А главное приобретение – Рахманинов стал тем непревзойденным мастером мелодии, который вскоре подарит нам ее самые могучие всплески в Третьем концерте и Второй симфонии, но уже здесь, в ре мажорной и соль-бемоль мажорной прелюдиях, ее парение в окружении хора подголосков восхищает пианистку и нас.

Второе отделение напомнило о двуединой направленности творчества Рахманинова – равной феноменальности Сергея Васильевича в сочинении и в фортепианной игре. Екатерина построила эту часть вечера на рахманиновских обработках музыки знаменитых предшественников и его собственной, приспособляемой Сергеем Васильевичем для сольных фортепианных выступлений.

Право, не знаю, в какой из половин программы от исполнительницы потребовалось больше сил, эмоциональной отдачи, откровенности. С бриллиантовой точностью уложить «Полет шмеля» Римского-Корсакова в 60 секунд (знаменитый консерваторский критерий настоящего мастера скоростной игры) или с положенной лихостью выдать «Гопак» Мусоргского вкупе с «Менуэтом» Бизе – уже достойно восхищения. Но нужно же еще дать слушателю почувствовать тонкий баланс стилей, в котором транскриптор порой отступал на позицию «почти что обыкновенного интерпретатора», как в Скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, где Сергей Васильевич, так сказать, почтительно снял шляпу перед замечательным композитором и легендарным виртуозом прошлого. Но порой он смело накладывал собственные краски, и это давало самые разные результаты. Иногда – восторгало органичностью, как в обработке Ми мажорной скрипичной партиты Баха, вдруг зазвучавшей обертонами Третьего рахманиновского концерта, притом сохранившей всю свою барочную мощь. Но иногда, как в шубертовском «Куда?», заставляло удивленно спрашивать – а «куда» за всеми этими модерновыми гармоническими вуалями девался бедняга Франц?

Год Рахманинова в Московской филармонии открыт

Екатерина честно, ничего не утаив, развернула перед слушателями панораму рахманиновской субъективности. Впрочем, предоставив Сергею Васильевичу полную возможность оправдаться такими шедеврами, как импрессионистически-тонкие переложения его собственных романсов «Маргаритки» и «Сирень». Как вполне аутентичные по куражу вальсы его друга, скрипача-композитора Фрица Крейслера и пришедшийся им в тон бис – Полька WR (обработка пьески немца Франца Бера «Смеющийся голубок», которую любил отец Сергея Васильевича, отсюда инициалы в заглавии). Как, наконец, совершенно неаутентичная в рахманиновской передаче Колыбельная Чайковского – Петр Ильич ни в коем случае не написал бы таких блюзовых гармоний, но в их американской тоске с беспощадной точностью отразилась вся гроздь понесенных Сергеем Васильевичем утрат: никогда уже не будет рядом горячо любимого Чайковского, безвозвратно ушла молодость, и на саму родную землю Рахманинову больше не ступить.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3327
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3225
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?