Главная Культура 19:56 11 Января 2023 2528
Рахманинов: прелюдия опус 2023

Екатерина Мечетина открыла год великого русского композитора в Московской филармонии

Сергей Бирюков
Играть Рахманинова - громадная отдача сил. Но и радость великая. Фото автора

Уже более десяти лет традиции, по которой Московская филармония дает на старте года новую программу пианистки Екатерины Мечетиной. Счастливая идея соединила в себе блистательность формы и глубину содержания, присущие искусству этой исполнительницы. По сути Екатерина задает настройку тому, что определит интонацию главного музыкального дома столицы на много месяцев вперед. В 2023 году это, бесспорно, творчество Сергея Васильевича Рахманинова, которому был посвящен концертный вечер 8 января в Зале имени Чайковского.

Дело не только в том, что 1 апреля мы отметим 150-летие со дня рождения великого русского композитора. В одной из наших бесед с Екатериной я услышал: «Ведь это миссия святого – взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Нисколько не принижаю других великих. Чайковский бывает и более откровенным в своих музыкальных исповедях. Но когда слушаю Рахманинова, понимаю – мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но – учат быть человеком. В этом отношении могу сравнить его только с Толстым… Есть еще одно драгоценное качество у музыки Сергея Васильевича: про все, что он объясняет в человеке, нельзя сказать в отрыве от прилагательного «русский». Он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце».

Сегодня это «рахманиновское» чувство пришло к очень многим из нас. Не обязательно к находящимся в разлуке со страной, но и к тем, кто не помышлял об отъезде (а это, к счастью, громадное большинство), но не может не задумываться над происходящими в мире переменами. И вот тут возможность свериться с Сергеем Васильевичем поистине драгоценна. Скажу больше: в том, что 2023 год, который наверняка станет для России непростым, оказался и годом Рахманинова, трудно не увидеть знак судьбы.

Но что взять из огромного объема рахманиновского творчества для такого концерта-зачина, какой задумала Мечетина?

Ее выбор точен. Это одиннадцать прелюдий совсем еще молодого, но уже вполне явившего мощь композитора, которые в силу самого жанра «предыгры» (буквальный перевод слова «прелюдия») и, конечно, пророческого дара, присущего гению, стали одиннадцатью прозрениями в грандиозный и драматический разворот его собственной жизни и жизни Отечества.

Собственно, такова уже первая из сыгранных прелюдий – до-диез минорная, написанная в 19 лет, но по ней вполне можно судить о том, кем станет Рахманинов через десять, двадцать, сорок лет. Символично, что ее, среди прочих восторженных слушателей, успел оценить Чайковский – и тем самым как бы заглянуть в будущее русской музыки, да и самой России. А мы, слушая в исполнении Екатерины этот роковой гул басов, грозный град аккордов, прорывающийся сквозь их шквал героико-трагический марш и наконец скорбно гаснущие отзвуки начального «набата» – оцениваем точность картины и прогноза.

Затем последовали 10 прелюдий опус 23. Они написаны десятилетие спустя автором, уже узнавшим не только цену первым головокружительным удачам, но и кризисам, и их преодолению. Конечно, здесь развивается то, что уже открыто композитором. Так, он замечательно слышит «ветер жизни» – вновь тревожный, как в до минорной или ми-бемоль минорной прелюдиях, тихо-печальный, как в колеблющихся, будто осенний камыш, фигурах фона фа-диез минорной прелюдии, упругий весенний, как в ликующей си-бемоль мажорной (только Екатерине в ней, может быть, стоило чуть меньше напирать на темп, зато больше следовать рахманиновскому указанию Maestoso, т.е. «величественно»)… Другой «лейтмотив», тоже проистекающий из до-диез минорной прелюдии – шаг, часто переходящий в пляс: остро и иронично акцентированная ре минорная (тут Екатерина очень точно следовала авторской ремарке Tempo di minuetto), маршеподобная соль минорная (а вот здесь, пожалуй, снова стоило бы сдержать движение, чтобы фразы освободились от излишней торопливости и обрели мужественную мощь, подразумеваемую указанием Alla marcia).

Но появилось в 23-м опусе и нечто новое, наработанное Сергеем Васильевичем за десять лет: умение тонким плетением звуковой ткани создать волшебный, эмоционально окрашенный пейзаж, как в середине той же соль минорной прелюдии (ее явно написала та же рука, что и вторую «истомную» часть Второго концерта) или в стремительной ля-бемоль мажорной, у Екатерины превратившейся в подобие вальса бабочек или стрекоз над водой. А главное приобретение – Рахманинов стал тем непревзойденным мастером мелодии, который вскоре подарит нам ее самые могучие всплески в Третьем концерте и Второй симфонии, но уже здесь, в ре мажорной и соль-бемоль мажорной прелюдиях, ее парение в окружении хора подголосков восхищает пианистку и нас.

Второе отделение напомнило о двуединой направленности творчества Рахманинова – равной феноменальности Сергея Васильевича в сочинении и в фортепианной игре. Екатерина построила эту часть вечера на рахманиновских обработках музыки знаменитых предшественников и его собственной, приспособляемой Сергеем Васильевичем для сольных фортепианных выступлений.

Право, не знаю, в какой из половин программы от исполнительницы потребовалось больше сил, эмоциональной отдачи, откровенности. С бриллиантовой точностью уложить «Полет шмеля» Римского-Корсакова в 60 секунд (знаменитый консерваторский критерий настоящего мастера скоростной игры) или с положенной лихостью выдать «Гопак» Мусоргского вкупе с «Менуэтом» Бизе – уже достойно восхищения. Но нужно же еще дать слушателю почувствовать тонкий баланс стилей, в котором транскриптор порой отступал на позицию «почти что обыкновенного интерпретатора», как в Скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, где Сергей Васильевич, так сказать, почтительно снял шляпу перед замечательным композитором и легендарным виртуозом прошлого. Но порой он смело накладывал собственные краски, и это давало самые разные результаты. Иногда – восторгало органичностью, как в обработке Ми мажорной скрипичной партиты Баха, вдруг зазвучавшей обертонами Третьего рахманиновского концерта, притом сохранившей всю свою барочную мощь. Но иногда, как в шубертовском «Куда?», заставляло удивленно спрашивать – а «куда» за всеми этими модерновыми гармоническими вуалями девался бедняга Франц?

Год Рахманинова в Московской филармонии открыт

Екатерина честно, ничего не утаив, развернула перед слушателями панораму рахманиновской субъективности. Впрочем, предоставив Сергею Васильевичу полную возможность оправдаться такими шедеврами, как импрессионистически-тонкие переложения его собственных романсов «Маргаритки» и «Сирень». Как вполне аутентичные по куражу вальсы его друга, скрипача-композитора Фрица Крейслера и пришедшийся им в тон бис – Полька WR (обработка пьески немца Франца Бера «Смеющийся голубок», которую любил отец Сергея Васильевича, отсюда инициалы в заглавии). Как, наконец, совершенно неаутентичная в рахманиновской передаче Колыбельная Чайковского – Петр Ильич ни в коем случае не написал бы таких блюзовых гармоний, но в их американской тоске с беспощадной точностью отразилась вся гроздь понесенных Сергеем Васильевичем утрат: никогда уже не будет рядом горячо любимого Чайковского, безвозвратно ушла молодость, и на саму родную землю Рахманинову больше не ступить.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23113
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5496
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5369
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3869
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?