Главная Работа Люди 21:01 12 Января 2020 3241
8 минут между жизнью и смертью

30 лет назад Ту-134 совершил аварийную посадку на заснеженное поле. Но про то ЧП все постарались забыть

Анатолий Журин
Стюардеcса Наталья Бобровских с дочерью Оксаной и коллегой Татьяной Зайцевой. Фото из личного архива Натальи Бобровских. Место катастрофы Ту-134 в январе 1990-го и 30 лет спустя. Фото из открытых источников.

Это случилось 13 января 1990 года. В тот день под Первоуральском совершил аварийную посадку терпящий бедствие Ту-134А, летевший рейсом Уфа — Тюмень — Волгоград. Тогда 24 пассажира из 64 находившихся на борту погибли. Среди погибших оказались и командир экипажа Владимир Дунаев, второй пилот Александр Слепцов, штурман Георгий Шилинков, бортпроводница Любовь Мотырева. В живых остались бортмеханик Александр Лукьянов и бортпроводница Наталья Бобровских. Коллеги экипажа из Волгограда до сих пор убеждены: жертв могло быть куда больше, если бы не мужество и профессиональное мастерство всех членов экипажа — и погибших, и оставшихся в живых.

Самолет взлетел из тюменского аэропорта и набрал крейсерскую высоту, когда в салоне появился сильный запах гари и произошло задымление в задней части салона. Бортмеханик бросился в хвост и обнаружил очаг пожара в багажном отделении: загорелась расположенная там центральная распределительная панель (ЦРП). Сразу отказала система электропитания, вырубился канал дальности РСБН, и экипаж потерял возможность пилотирования по приборам. На 18-й минуте полета командир Владимир Дунаев запросил разрешение на экстренное снижение и посадку в свердловском аэропорту Кольцово.

Но Свердловск (нынешний Екатеринбург) был окутан плотным туманом. Только в районе Первоуральска стала просматриваться земля. Заход на посадку экипаж построил через город. Весь аварийный полет продолжался 8 минут. С высоты 10,6 тысячи метров они снижались почти вертикально и на посадку зашли по очень крутой глиссаде, так как на городской окраине вдоль дороги стояли деревья высотой под 30 метров. Посадку на заснеженное поле, окруженное лесополосами, командир выполнил безукоризненно. Но: Под метровой шапкой снега были скрыты металлические штанги системы орошения. При столкновении срезало полкрыла, самолет перевернулся и в таком положении докатился до оврага и лесополосы...

Может, стоило попробовать сажать самолет с убранными шасси, как это в августе 2019-го сделал экипаж А321 при посадке на кукурузном поле под Раменским? Спросил об этом бывшего командира летного отряда Волгоградского авиапредприятия Виктора ЩЕПАКИНА (именно он готовил экипаж и провожал его в тот роковой полет).

«Руководством по летной эксплуатации Ту-134 предписано выполнять экстренную посадку с выпущенными шасси, для того чтобы увеличить сопротивление и снизить скорость, — напоминает Виктор Иванович. — Убирать шасси предписано только при посадке на воду».

Последствия экстренного приземления могли быть трагическими и для горожан, ведь последние секунды полета лайнер лавировал между труб местного завода. Экипаж действовал четко и слаженно — вместе они летали уже шесть лет. При расследовании аварии комиссия не нашла ошибок в действиях летчиков. Между тем тот случай возгорания в ЦРП на Ту-134 был уже седьмым по счету. В нашем небе тогда летали порядка 700 таких машин, и приостановка их эксплуатации могла вызвать коллапс транспортных авиаперевозок. Спустя некоторое время появилось дополнение к Руководству по летной эксплуатации, где речь шла уже о сетке, которой закрывается ЦРП, и запрещалось размещение рядом багажа...

А теперь представим, что испытывает командир терпящего бедствие самолета на высоте 10,6 тысячи метров, имея за спиной почти семь десятков душ. И какого невероятного напряжения сил и навыков требует экстренная посадка на случайном поле при невозможности выпустить закрылки. В таких условиях спасение 40 пассажиров выглядит чудом не меньшим, чем недавнее удивительное приземление лайнера на подмосковное кукурузное поле. Но этот случай с А321 прогремел на весь мир, а тот, 30-летней давности, постарались забыть.

О последних минутах полета Ту-134 мы говорим с бортпроводницей Натальей БОБРОВСКИХ, выжившей в той катастрофе.

«Вообще-то в экипаже должна была лететь еще третья стюардесса, — вспоминает Наталья. — Но перед полетом она простудилась, и мы ушли в рейс вдвоем с Любой Мотыревой.

Когда салон затянуло дымом и стало ясно, что предстоит вынужденная посадка, стюардессы начали готовить для экстренной эвакуации надувной трап. Пассажирам предложили быстро надеть верхнюю одежду (температура на земле была минус 34, с порывами ветра 18-20 метров в секунду). Один из спасенных пассажиров вспоминал: «У сидевшей рядом женщины началась истерика, но голос Наташи, спокойный и уверенный, быстро погасил панику. Обе стюардессы были на ногах и действовали на автомате...»

«Я понимала ужас положения, но страх гнала от себя подальше, — вспоминает Наталья Петровна. — Делала все что положено. И верила, что пилоты справятся. Когда самолет на земле завертело, мелькнула мысль, что будет с моей дочуркой, Оксаной, если не вернусь».

Ее вытаскивали из-под обломков лайнера. Склонившийся над Натальей мужчина спросил: «Вы стюардесса?» Она пробормотала: «Кажется, да...»

Потом долго лечилась, хотела вернуться в небо, но медики были неумолимы: инвалидность. Зато дочь Оксана, окончив школу, пошла по маминым стопам и была зачислена в тот же авиаотряд бортпроводницей. Вот только неправда, что в одну воронку бомба дважды не попадает. 24 августа 2004 года в российском небе с интервалом в одну минуту были взорваны чеченскими террористками два авиалайнера: Ту-134А авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь». На первом в числе 44 погибших была 32-летняя стюардесса Оксана Бобровских.

«Да, это я посоветовала дочери летать, — говорит Наталья Петровна. — Ей очень нравилась эта работа, она просто светилась, когда шла на рейс. После ее гибели я винила себя... Но надо было жить, ведь на руках у меня оставалась ее трехлетняя Валерия, моя внучка:»

«А знаете, — на прощание говорит мне Наталья Петровна, — на том поле вот уже 30 лет ничего не растет. Правда, сама я там не была — не тянет».

P.S. Общероссийская общественная организация «Содружество ветеранов гражданской авиации России» обратилась к губернатору Волгоградской области с просьбой ходатайствовать перед федеральным руководством о награждении членов экипажа Ту-134А правительственными наградами. Они своим высоким мастерством и мужеством это заслужили.

Социологи изучили так называемое поколение зуммеров. Кем они работают, сколько зарабатывают, к чему стремятся?

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как говаривали в перестроечном фильме «Курьер», «хотелось бы знать, к кому перейдет построенное нами здание». Сказано — сделано: социологи изучили так называемое поколение зумеров —...

Эксперт Финогенова рассказала, что с ноября будет осуществляться компенсация пенсий военным пенсионерам, участвующим в СВО

Российские военные пенсионеры, принимающие участие в спецоперации на Украине, с ноября начнут получать полную компенсацию пенсий за выслугу лет в дополнение к другим выплатам. Об этом рассказала профессор кафедры государственных и муниципальных...

Именно эти факторы заставляют работников менять место своей трудовой деятельности

Большинство россиян увольняются и меняют работу из-за стресса и выгорания, а также из-за нежелания работодателя увеличить зарплату и отсутствия карьерного роста. Об этом говорится в исследовании сервиса «Работа.Ру». При выборе...

Ранее в его штате состояло около 2,1 тысячи сотрудников

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин увеличил штатную численность центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардии). Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. «Установить...

На нашем рынке труда замечен явный парадокс: женщины зарабатывают гораздо меньше мужчин, но не испытывают по этому поводу отрицательных эмоций

Ольга Лернер
Труд
Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Тема гендерного неравенства среди работающих давно исследуется учеными, за изучение этого вопроса в нынешнем году даже присудили Нобелевскую премию по экономике. Российские специалисты тоже в тренде, а вот их выводы...

«Они рискуют своей жизнью не только на передовой, но и дома, в мирных условиях», - отметил спикер Кремля

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что военные корреспонденты – герои, которые рискуют жизнью не только на передовой, но и дома. «Наши военкоры - действительно герои. Они рискуют своей жизнью не только на передовой,...

40 лет назад на борту Ту-134 Тбилисского авиаотряда в полете разгорелась кровавая драма

Анатолий Журин
Труд
Участники событий в Тбилиси: полковник Геннадий Зайцев, вице-президент Международной ассоциации «Альфа» Владимир Игнатов, бывшая бортпроводница Ирина Химич и Герой Советского Союза Владимир Гасоян. Весна 2015 года. Фото газета «Спецназ России»

Группа вооруженных грузинских «мажоров» захватила самолет и попыталась угнать его за кордон. В кабине они открыли стрельбу, убив двух членов экипажа. Спас самолет и пассажиров 29-летний штурман Владимир Гасоян,...

Разрыв между средними пенсиями в различных российских регионах стал очень заметным

Фото: Максим Константиновgloballookpress.com

С начала этого года расхождение между средними пенсионными начислениями в регионах России резко увеличилось, свидетельствуют данные статистики Социального фонда. Сегодня максимальная региональная пенсия в России превышает минимальную примерно...

«Тем ребятам, которые продолжают свою работу, нужно учитывать, что они являются прямой целью», - подчеркнул представитель Кремля

Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Гибель корреспондента телеканала «Россия 24» Бориса Максудова, раненного в результате удара украинского дрона в Запорожской области, является большой трагедией. Об этмо заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Это...

Причиной смерти Николая Галенко, по предварительным данным, стала остановка сердца

Кадр видео с канала Николая Галенко на хостинге YouTube

Скончался известный российский блогер-дальнобойщик Николай Галенко. Об этом сообщило интернет-издание 72.ru. По данным журналистов, причиной смерти предположительно стала остановка сердца. Как рассказал его коллега, блогер Дальнобой 596, Галенко...

Рейтинг составили эксперты американской медиагруппы Politico

Фото: Максим Константинов, пресс-служба президента Украины/Синьхуа, globallookpress.com

Эксперты американской медиагруппы Politico назвали председателя Банка России Эльвиру Набиуллину главным «разрушителем» года. Такого титула она удостоилась за вклад в усиление российской экономики. Как отметили составители рейтинга,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?