Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Работа Люди 21:01 12 Января 2020 2177
8 минут между жизнью и смертью

30 лет назад Ту-134 совершил аварийную посадку на заснеженное поле. Но про то ЧП все постарались забыть

Анатолий Журин
Стюардеcса Наталья Бобровских с дочерью Оксаной и коллегой Татьяной Зайцевой. Фото из личного архива Натальи Бобровских. Место катастрофы Ту-134 в январе 1990-го и 30 лет спустя. Фото из открытых источников.

Это случилось 13 января 1990 года. В тот день под Первоуральском совершил аварийную посадку терпящий бедствие Ту-134А, летевший рейсом Уфа — Тюмень — Волгоград. Тогда 24 пассажира из 64 находившихся на борту погибли. Среди погибших оказались и командир экипажа Владимир Дунаев, второй пилот Александр Слепцов, штурман Георгий Шилинков, бортпроводница Любовь Мотырева. В живых остались бортмеханик Александр Лукьянов и бортпроводница Наталья Бобровских. Коллеги экипажа из Волгограда до сих пор убеждены: жертв могло быть куда больше, если бы не мужество и профессиональное мастерство всех членов экипажа — и погибших, и оставшихся в живых.

Самолет взлетел из тюменского аэропорта и набрал крейсерскую высоту, когда в салоне появился сильный запах гари и произошло задымление в задней части салона. Бортмеханик бросился в хвост и обнаружил очаг пожара в багажном отделении: загорелась расположенная там центральная распределительная панель (ЦРП). Сразу отказала система электропитания, вырубился канал дальности РСБН, и экипаж потерял возможность пилотирования по приборам. На 18-й минуте полета командир Владимир Дунаев запросил разрешение на экстренное снижение и посадку в свердловском аэропорту Кольцово.

Но Свердловск (нынешний Екатеринбург) был окутан плотным туманом. Только в районе Первоуральска стала просматриваться земля. Заход на посадку экипаж построил через город. Весь аварийный полет продолжался 8 минут. С высоты 10,6 тысячи метров они снижались почти вертикально и на посадку зашли по очень крутой глиссаде, так как на городской окраине вдоль дороги стояли деревья высотой под 30 метров. Посадку на заснеженное поле, окруженное лесополосами, командир выполнил безукоризненно. Но: Под метровой шапкой снега были скрыты металлические штанги системы орошения. При столкновении срезало полкрыла, самолет перевернулся и в таком положении докатился до оврага и лесополосы...

Может, стоило попробовать сажать самолет с убранными шасси, как это в августе 2019-го сделал экипаж А321 при посадке на кукурузном поле под Раменским? Спросил об этом бывшего командира летного отряда Волгоградского авиапредприятия Виктора ЩЕПАКИНА (именно он готовил экипаж и провожал его в тот роковой полет).

«Руководством по летной эксплуатации Ту-134 предписано выполнять экстренную посадку с выпущенными шасси, для того чтобы увеличить сопротивление и снизить скорость, — напоминает Виктор Иванович. — Убирать шасси предписано только при посадке на воду».

Последствия экстренного приземления могли быть трагическими и для горожан, ведь последние секунды полета лайнер лавировал между труб местного завода. Экипаж действовал четко и слаженно — вместе они летали уже шесть лет. При расследовании аварии комиссия не нашла ошибок в действиях летчиков. Между тем тот случай возгорания в ЦРП на Ту-134 был уже седьмым по счету. В нашем небе тогда летали порядка 700 таких машин, и приостановка их эксплуатации могла вызвать коллапс транспортных авиаперевозок. Спустя некоторое время появилось дополнение к Руководству по летной эксплуатации, где речь шла уже о сетке, которой закрывается ЦРП, и запрещалось размещение рядом багажа...

А теперь представим, что испытывает командир терпящего бедствие самолета на высоте 10,6 тысячи метров, имея за спиной почти семь десятков душ. И какого невероятного напряжения сил и навыков требует экстренная посадка на случайном поле при невозможности выпустить закрылки. В таких условиях спасение 40 пассажиров выглядит чудом не меньшим, чем недавнее удивительное приземление лайнера на подмосковное кукурузное поле. Но этот случай с А321 прогремел на весь мир, а тот, 30-летней давности, постарались забыть.

О последних минутах полета Ту-134 мы говорим с бортпроводницей Натальей БОБРОВСКИХ, выжившей в той катастрофе.

«Вообще-то в экипаже должна была лететь еще третья стюардесса, — вспоминает Наталья. — Но перед полетом она простудилась, и мы ушли в рейс вдвоем с Любой Мотыревой.

Когда салон затянуло дымом и стало ясно, что предстоит вынужденная посадка, стюардессы начали готовить для экстренной эвакуации надувной трап. Пассажирам предложили быстро надеть верхнюю одежду (температура на земле была минус 34, с порывами ветра 18-20 метров в секунду). Один из спасенных пассажиров вспоминал: «У сидевшей рядом женщины началась истерика, но голос Наташи, спокойный и уверенный, быстро погасил панику. Обе стюардессы были на ногах и действовали на автомате...»

«Я понимала ужас положения, но страх гнала от себя подальше, — вспоминает Наталья Петровна. — Делала все что положено. И верила, что пилоты справятся. Когда самолет на земле завертело, мелькнула мысль, что будет с моей дочуркой, Оксаной, если не вернусь».

Ее вытаскивали из-под обломков лайнера. Склонившийся над Натальей мужчина спросил: «Вы стюардесса?» Она пробормотала: «Кажется, да...»

Потом долго лечилась, хотела вернуться в небо, но медики были неумолимы: инвалидность. Зато дочь Оксана, окончив школу, пошла по маминым стопам и была зачислена в тот же авиаотряд бортпроводницей. Вот только неправда, что в одну воронку бомба дважды не попадает. 24 августа 2004 года в российском небе с интервалом в одну минуту были взорваны чеченскими террористками два авиалайнера: Ту-134А авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь». На первом в числе 44 погибших была 32-летняя стюардесса Оксана Бобровских.

«Да, это я посоветовала дочери летать, — говорит Наталья Петровна. — Ей очень нравилась эта работа, она просто светилась, когда шла на рейс. После ее гибели я винила себя... Но надо было жить, ведь на руках у меня оставалась ее трехлетняя Валерия, моя внучка:»

«А знаете, — на прощание говорит мне Наталья Петровна, — на том поле вот уже 30 лет ничего не растет. Правда, сама я там не была — не тянет».

P.S. Общероссийская общественная организация «Содружество ветеранов гражданской авиации России» обратилась к губернатору Волгоградской области с просьбой ходатайствовать перед федеральным руководством о награждении членов экипажа Ту-134А правительственными наградами. Они своим высоким мастерством и мужеством это заслужили.

Комментарии для сайта Cackle
Люди 00:09 / 15 Апреля 2022 14624
Динозавры не стареют

Недавно вылупившийся журналист с пафосом сообщил, что покидает дискредитировавшую себя журналистику. А мы, из поколения динозавров, ею по-прежнему занимаемся

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Продвинутые люди научили входить в «Фейсбук» после его блокировки, время от времени я туда по привычке погружаюсь... и тут же выныриваю. Да, без него дышится легче. Правда, сегодня успела прочесть пару...

Как отметили в правительстве, с их стороны «есть запрос на возвращение в связи с развернувшимся давлением»

Фото: Виктор Чернов/Russian Look, globallookpress.com

В России готовится новая программа по возвращению в страну соотечественников — высококлассных специалистов, которые обращаются к российским властям с соответствующими просьбами. Об этом сообщает издание «Известия» со ссылкой...

Люди 00:11 / 06 Мая 2022 7947
Выручайте, челноки!

Ну что, пора вынимать из кладовок клетчатые баулы необъятных размеров, этот символ 90-х

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Типичный челнок — это дама 40 лет с высшим образованием, порой и с научной степенью. Фото из открытых источников

Помните челноков, спасавших тогда свои семьи от безденежья, а остальное население от повального дефицита? Так вот, по мнению аналитиков Центробанка, параллельный импорт, а с ним и челночный бизнес снова на повестке...

Вертолетчики Росгвардии ликвидировали группу диверсантов в тылу украинских националистов, уничтожив также военную технику

Российские вертолетчики «зачистили» группу диверсантов и три единицы военной техники в тылу украинских нацбатов. Об этом сообщает пресс-служба ведомства. «Несколько дней назад авиационная группа Росгвардии выполнила скрытный...

По данным топ-менеджера одного из аэропортов, сокращения могут начаться уже осенью

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Московский аэропорт Внуково вывел своих сотрудников в простой. Кроме того, его руководство может начать сокращения персонала. Об этом сообщает издание «Известия» со ссылкой на пресс-службу воздушной гавани. Как рассказал источник...

На этой должности он проработал без малого 30 лет

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Совладелец, президент и основатель крупнейшей в России частной нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов объявил о своем решении покинуть свой пост, а также выйти из совета директоров. Об этом сообщает пресс-служба компании. «ПАО...

Он занимал пост заместителя директора пенитенциарного ведомства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин освободил Валерия Балана от должности заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. «Освободить...

Владимир Волков руководил городом три с половиной года

Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Мэр Ярославля Владимир Волков объявил о своей отставке в связи с переходом на другую работу. Об этом он написал в своем Telegram-канале. «Знаю, новость будет неожиданной, но, разумеется, это не спонтанное решение: я перехожу на новое...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?