Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме вчера отказалась вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в центре столицы. Снесли его, напомним, 22 августа 1991 года после провала ГКЧП.
Максим Шевченко, журналист
— Я против возвращения Железного Феликса. После восстановления монумента Дзержинскому дойдет дело и до памятников Сталину. Кстати, в эпоху антирелигиозной кампании в России возникала идея возвести памятник Иуде. Зачем опять разделять людей, кто от такой дискуссии выиграет? А в 91-м я сам участвовал в сносе Феликса. И до сих пор об этом не жалею.
Дмитрий Орешкин, политолог
— Разговоры о памятнике — отвлекающий маневр. Дескать, пусть общество побурлит о прошлом. Надеюсь, власть не пойдет на возвращение Феликса, тема заглохнет сама собой. А там еще что-то для дискуссий найдется.
Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры имени Щусева
— Памятник Дзержинскому — важная градостроительная ось Лубянской площади. Визуально он «держал» площадь. А сейчас она потеряла свою энергию. Художественные достоинства памятника бесспорны. Поколение, сносившее памятник, видело в Дзержинском символ зла. Но повторило ошибку большевиков, уничтожавших знаки истории. Цивилизованные страны не замалчивают трагические и позорные факты истории — они сохраняют память о них. Поддаваться эмоциям и уничтожать культурное наследие — признак слабости.
Мария Никифорова, москвичка
— Я почти 40 лет проработала в «Детском мире», так что с памятником Дзержинскому, можно сказать, знакома лично. Без него площадь мне кажется какой-то пустой. Но возвращать ничего я не стала бы, иначе сторонники и противники Железного Феликса снова сойдутся на Лубянке. Устала от споров и криков, а без них, чувствую, здесь не обойтись.
Геннадий Гудков, экс-сотрудник КГБ
— Считаю возможным возвращение монумента и предлагаю не политизировать этот вопрос. Если политизировать, то надо отказаться от любых памятников президентам, царям, генсекам... А вдруг курс поменяется? К монументам надо относиться как к историческому символу и произведению искусства. Можно снести нечто зряшное, с конвейера. Но это не тот случай: сам Дзержинский — фигура неоднозначная, а памятник ему, без сомнения, произведение искусства.