Главная Культура 00:05 13 Января 2023 8878
«Валерия, мы вас очень ждали»

Чайковский помог юной барнаульской скрипачке завоевать европейское признание

Сергей Бирюков
Встреча с Юрием Башметом помогла Валерии найти свой путь в музыке. Фото из личного альбома

Количество очных музыкальных конкурсов в еще не оправившемся от пандемии мире пока невелико. Но даже несмотря на это в 2022-м тут и там звонко заявляли о себе новые российские имена. Никакие политические катаклизмы не отменили международный авторитет отечественной исполнительской школы. Одно из доказательств тому — успех барнаульской скрипачки Валерии Абрамовой на Первом международном конкурсе исполнителей-струнников имени Золтана Кодая в венгерском городе Дебрецене. Лера стала лучшей среди коллег, а в общем зачете заняла второе место (первое — у испанского виолончелиста Карлоса Видаля). В финале она играла Концерт Чайковского, на любовь к которому в мире политическая конъюнктура тоже не в состоянии повлиять.

И это — лишь одно из Лериных достижений. Чего стоит, например, исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в день 80-летия исторической премьеры великой партитуры в блокадном Ленинграде! Лера играла там в составе Всероссийского юношеского симфонического оркестра, ровно 10 лет назад основанного и бессменно руководимого маэстро Юрием Башметом. Замечу: не просто как участник коллектива, но как концертмейстер первых скрипок, а это, по традиции, музыкант, считающийся правой рукой дирижера.

Концертмейстер первых скрипок — правая рука дирижера

А еще она студентка Московской консерватории. А еще любит писать картины, в чем призналась, когда недавно мы созвонились: я поздравил Валерию с успешным предновогодним дебютом в одном из лучших залов страны — имени Салиха Сайдашева в Казани (в программе был тот самый Концерт Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром Татарстана). А Лера впервые за годы нашего знакомства подробно рассказала о себе.

На скрипке девочка заиграла в пять с половиной лет. Никто не заставлял — попросилась сама:

— Нашу детсадовскую группу повели на концерт в музыкальную школу. Там ученица лет 11 играла на скрипке пьесы Баха, Паганини. Большинство малышей заскучали, а у меня внутри будто что-то зажглось. Сразу влюбилась в этот инструмент и захотела играть так же, как эта девочка. Причем так же сразу мне было понятно, что для того нужно много работать.

Родители Леры — не музыканты, но они горячо поддержали стремление дочки. На следующий же день ее отвели в ту самую школу — и вскоре начались занятия в классе Светланы Анатольевны Чекановой.

Свое детство Лера называет потрясающим: любимая скрипка, концерты, конкурсы... Вот обычное расписание дня: утром общеобразовательная учеба, затем музыкальная школа и до 10 вечера — домашние занятия.

Здесь надо пояснить, что в Барнауле, хоть это и весьма удаленный от известных музыкальных центров город, сильная скрипичная школа. В ХХ столетии сюда поехали выпускники соседней Новосибирской консерватории, в их числе Олег Абрин, за почти полвека работы в музыкальном лицее воспитавший десятки высококлассных скрипачей.

К Олегу Ароновичу и перешла Лера после почти пяти лет учебы у Светланы Анатольевны. Эти люди, говорит она, горят своим делом, не зря так успешны их лучшие ученики. Например, Татьяна Крячкова, Дарья Кулишкина — подруги Леры по классу Абрина: все они уже победительницы многих международных конкурсов. Кстати, Даша — та самая девочка, игра которой так поразила 5,5-летнюю Леру...

В 2016 году произошла еще одна важная встреча. Лера поехала в Новосибирск, где Юрий Башмет проводил региональный отбор в свой Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Результатом было не только приглашение в оркестр, но и настоятельный совет — перебираться на учебу в Москву. Тогда, кстати, и я впервые услышал от Юрия Абрамовича о «чудесной девочке Валерии Абрамовой», открытой им в Сибири. А вскоре сам смог убедиться в правоте мастера, услышав на его ярославском фестивале 2018 года виртуозный Пятый концерт Вьетана в исполнении 16-летней Леры.

Сегодня Лера — студентка профессора Московской консерватории Эдуарда Грача. Опыт мощный — и благодаря коллективу ассистентов: Юлия Игонина, Сергей Поспелов, Тимур Пирвердиев... И, конечно, благодаря самому Эдуарду Давидовичу, донесшему до нас дух великих школ Петра Столярского в Одессе и Абрама Ямпольского в ЦМШ и Московской консерватории... Притом никакого менторства: студент — взрослый человек, которому надо лишь помочь в выборе направления развития. Эдуард Давидович делает это в самой непринужденной форме, а когда надо покритиковать — с улыбкой вспоминает, что и сам когда-то совершал подобные ошибки.

И все же наш разговор постоянно возвращается к Башмету.

— Юрий Абрамович — один из самых добрых и отзывчивых людей, каких я только знаю, — голос Леры теплеет на несколько градусов. — Отдача с его стороны на каждой репетиции огромная, и все это в заботливой, доверительной атмосфере. Не могу себе представить его повышающим голос. Учит он, во-первых, тому, что, когда ты выходишь на сцену, главное на ней — музыка, а ты — представитель композитора, который должен донести его мысль до слушателя. Это помогает отвлечься от второстепенного, убирает лишний стресс, превращая концертное волнение в радостный подъем. Ты на сцене не отбываешь повинность, а открываешь что-то новое — слушателю, самому себе. Это безумно увлекательно. Во-вторых, Юрий Абрамович воспитывает в нас ощущение оркестра как единого организма.

Как общается Башмет с юными коллегами, я тоже наблюдал. Совершенно не «по-дирижерски», но — очень «по-людски». Вспоминаем с Лерой, как он добивался от ребят свободного ведения фразы:

— Вы мне напоминаете одного старенького кенгуру, которого я видел в национальном парке в Австралии, — говорил Юрий Абрамович. — Он тоже пытался прыгать, как молодые сородичи, но выходило не очень: у бедняги тут болит, там болит. Но у вас-то ничего не болит! Вы должны летать, как молодые кенгуру...

Оркестровые сессии обычно случаются три-четыре раза в году — на Московском и Сочинском фестивалях Башмета, на тематических проектах вроде концерта у Мамаева кургана в 75-ю годовщину Победы или выступления на Гагаринском старте Байконура в честь 60-летия первого полета человека в космос.

Очень интересно, говорит Валерия, наблюдать, как совсем еще дети, двенадцатилетки, попадая в оркестр, стремительно зреют музыкантски. Так было на недавнем исполнении Седьмой симфонии Шостаковича, где значительную часть оркестра составили ребята, играющие в нем лишь первый год, но это совершенно не ощущалось по игре. Настраивала вся обстановка — сознание, что тебя слушают 30 тысяч зрителей тут, на Васильевском острове, и миллионы — по теле- и интернет-трансляции, что среди этих слушателей есть те, кто пережил блокаду. У самих оркестрантов, говорит Валерия, стояли на глазах слезы...

Чувство Родины помогло и на июньском конкурсе имени Золтана Кодая. Так случилось, что Лера оказалась там единственной представительницей России — другие наши ребята, хоть и прошли отбор, по разным причинам поехать не смогли. Конечно, волновалась, ведь и в жюри — ни одного представителя нашей страны. Но первые же слова, услышанные от организаторов по прибытии в Дебрецен, согрели: «Валерия, мы вас очень ждали». И вот успешно пройден первый сольный тур, второй ансамблевый... Перед третьим, оркестровым, у всех финалистов взяли микро-интервью, задав один-единственный вопрос: думаете ли вы о победе?

— Меня тогда формальные итоги занимали меньше всего: пройду — хорошо, нет — жизнь на этом не кончается, — призналась Лера. — И на порыве ответила, что думаю не о победе, а о том, какая это радость и честь — на крупном международном соревновании сыграть Концерт моего любимого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

— Очень трудно прочувствовать музыку немецкого композитора так, как это сделает музыкант-немец, или финского — как финн, — развивает свою мысль Валерия. — Я люблю концерты Брамса и Сибелиуса, играю их. Но, думаю, никогда они не станут мне такими близкими, как концерты Чайковского и Шостаковича. Просто я очень люблю Россию, горжусь ею, хочу, чтобы она процветала, чтобы жил ее дух — наверное, это отражается и в игре.

Лера жалеет, что все реже выпадает возможность побывать на родном Алтае, где так радуют встречи с друзьями детства, с Олегом Ароновичем. Но для такой поездки нужны хотя бы несколько свободных дней — где их взять?

Еще ведь хочется оставить время на общение с родителями, с младшей сестрой Сашей (в последнее время всерьез увлекшейся современным танцем). На йогу, которая помогает поддерживать энергетику организма. На живопись, интересующую Леру с детства: она пишет маслом, посещает вернисажи друзей-художников, слушает онлайн-курсы по истории искусства, архитектуры...

...И просто красавица

А в какой-то момент вдруг возник интерес к... экономике, даже явилась мысль о поступлении в экономический вуз. Правда, взвесив обстоятельства, Лера поняла, что сейчас это нереально.

Но мысль не ушла. Зачем музыканту знание законов возвышения потребностей или баланса спроса и предложения? Ответ прост: чем глубже понимаешь мир, тем ты состоятельнее в своем основном деле. Когда мозг осваивает различные сферы, и музыка в твоей передаче становится красочнее, разнообразнее...

Вопрос «на какой скрипке играете?» — и новая волна теплоты в Лерином голосе:

— Мастер неизвестен, но я очень благодарна человеку, который мне ее предоставил. У меня есть опыт игры на скрипке Страдивари из Госколлекции, инструмент великолепный, но с ним таких интимных, родственных отношений не возникло. Да и вывезти его куда-то — проблема, надо выполнить огромное количество формальностей, это отбивает всякую охоту...

Совсем трогательно прозвучал ответ на вопрос о любимой книге:

— Наверное, «Маленький принц». С ранних лет люблю читать его и перечитывать. Конечно, жизнь сталкивает и с иной литературой — например, с Толстым. Но тут — примерно как со Страдивари: не уходит ощущение дистанции. Допустим, «Крейцерова соната». Не могу себе представить, чтобы через 10 лет у меня возникло желание ее перечитать. Правда, все говорят: это потому, что ты фильм не видела. Наверное, они правы: новые впечатления и события меняют нас. Кто знает, какой я буду в 30 лет?

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3339
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3239
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3102
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?