Главная Культура 05:29 13 Мая 2010 9026
Лариса Долина: «Когда смотрю «Евровидение», хочется разбить телевизор»
Знаменитая певица готовится впервые сыграть главную роль в мюзикле
Сергей Бирюков

Говорить, что звездная певица выглядит так же сногсшибательно, как поет, стало журналистским штампом, но корреспонденту «Труда» ничего не остается, как подтвердить: здесь ни капли преувеличения. Лариса Александровна в обтягивающих черных лосинах была стройна как лань и сексуальна как пантера. Тем более что речь в нашем интервью зашла о ее новой актерской работе — образе одной из самых роковых женщин в истории.

— Итак, 14 мая нас ждет премьера мюзикла, где вы сыграете знаменитую красавицу, танцорку, соблазнительницу и шпионку времен Первой мировой войны Мату Хари.

— Не совсем так. Мюзикл Максима Дунаевского по пьесе Елены Греминой «Любовь и шпионаж» посвящен жизни французской актрисы Клод Франс, которая всю жизнь мечтала сыграть Мату Хари. Поэтому я играю два образа. Или, если хотите, образ в образе. Клод — женщина уже не совсем юного возраста, на которую отнюдь не сыплется дождь ролей — и вдруг появляется человек, предлагающий ей сыграть ту самую героиню, о которой она мечтала. Так что действие развивается как бы в двух плоскостях: это жизнь актрисы и ее персонажа. Для Маты Хари, как мы знаем, все окончилось трагически, она погибла, но для Клод эта роль — триумф.

— Год назад при участии Лолиты Милявской был уже поставлен мюзикл «Мата Хари».

— Я его, к сожалению, не видела. В нашем спектакле трагические мотивы не педалируются, я бы сказала, что это ироническая трагикомедия.

— Для вас это ведь уже не первый музыкальный спектакль.

— Да, была опера Лоры Квинт «Джордано», но там в заглавной роли был Валерий Леонтьев. А тут впервые главная роль — у меня. Уже вовсю идут репетиции.

— Где премьера?

— В Театре Российской армии.

— Шикарнее не придумаешь — самая большая сцена в Европе.

— Серьезный, дорогой проект. И состав участников звездный. Кроме композитора Максима Дунаевского это либреттист Николай Денисов, режиссер (он же хореограф) Егор Дружинин. Моим сценическим партнером выступит Дмитрий Харатьян. А главное — спектакль наш оригинальный, российский, не купленный за границей.

— Костюмы, часом, не ваш друг Валентин Юдашкин делал, у которого вы любите одеваться?

— Нет, он ведь не театральный художник в строгом смысле слова. На сей раз это Александра Тумашова, которую я хорошо знаю, она давно работает с Егором.

— Известно, что для ваших собственных концертных шоу вы, бывает, сами ездите за границу, устраиваете шопинг в модных бутиках.

— Но вы же понимаете, что это совсем другая история. Как я могу купить готовый костюм Маты Хари или Клод Франс?

— Мы с вами уже достаточно давно знакомы, делали интервью во всяких ситуациях. Помню, первое из них состоялось, когда у вас и дома своего в Москве не было, вы жили на последнем этаже башни, стоявшей во дворе гостиницы «Россия», ныне не существующей… А теперь вы государственный человек, член президентского совета по культуре.

— Все так.

— В 2000 году вы входили в него с большими надеждами — говорили, что хотите сделать русскую эстрадную музыку явлением мировой культуры, решительно побороть пиратов… Что-то из этого удалось?

— С пиратством бороться в одиночку абсолютно бесполезно. Пока не будет соответствующего закона, ничего не сдвинется в лучшую сторону.

— А признаков его появления нет?

— Понимаете, кому то, видимо, выгодно, чтобы он как можно дольше не появлялся. Пока на этот вопрос, я думаю, отвечать больше нечего. К сожалению.

— А то, что Никита Михалков время от времени устраивает шумные акции с раздавливанием дисков бульдозерами?

— Ну, этого же недостаточно. Это надо убирать на корню. Но пиратство существует во всем мире. Правда, в Америке с ним научились бороться. А у нас есть люди, которые на этом зарабатывают и которые это лоббируют… У нас артисты не только не зарабатывают на том, что выпускают, мы теряем огромные деньги на этом. Я стала очень редко выпускать альбомы именно по этой причине. Если выпускаю альбом, то только как имиджевый — мне, как артистке, важно показать, что я не стою на месте, занимаюсь чем-то новым, у меня интересные идеи… Вот в январе записала новый альбом со знаменитым американским музыкантом, семикратным лауреатом «Грэмми» Джорджем Дюком, это уже второй наш с ним диск. Готовим его к сентябрю, к моему юбилею. Так что я на месте не стою.

— Некоторые артисты — например, Борис Гребенщиков, Пелагея — поступают совсем радикально: сами бесплатно выкладывают свои альбомы в интернет.

— Знаю. Видимо, мне тоже придется к этому прибегнуть. Для того просто, чтобы послушали как можно больше людей. Тут уже дело не в деньгах. Мы же, в конце концов, не для себя это делаем, а для публики.

— Вы, как всегда, много гастролируете — с какой сейчас программой?

— «Бенефис на бис». Это мой концерт к юбилею, где фактически зритель видит трех абсолютно разных певиц по имени Лариса Долина. Одна часть концерта — как бы отзвук недавней программы «Hollywood Mood» («Голливудское настроение»), что мы создали совместно с Джорджем Дюком и Элом Джерро: ретроспектива хитов Фрэнка Синатры, Эллы Фитцджеральд, Билли Холидей… Другая — песни отечественных авторов, в том числе из кино- и телепроектов, которые я раньше вообще на сцене не показывала. Третья — наше совместное выступление с потрясающим саксофонистом, композитором и дирижером Игорем Бутманом, с которым мы несколько лет назад сделали программу «Карнавал джаза». Из других проектов назову программу «Романсы», которую мы с великой оперной певицей Еленой Васильевной Образцовой спели перед Новым годом в Петербурге. Собираемся сделать такой же концерт в Москве — наверное, осенью, уже после моего юбилея.

— К своему стыду, только недавно узнал, что это ваш голос звучит в хите «Три белых коня» из фильма «Чародеи». До этого был уверен, что поет девочка-подросток, какая-нибудь солистка хора Попова или Локтева…

— Не только вы, все так считали.

— Как удалось «сделать» себе детский голос?

— Вот удалось. А как удалось пропеть хриплым голосом за первую фрейлину королевства в «Обыкновенном чуде»? Которая курит, как сапожник — помните, ее Екатерина Васильева играет.

— Кто ж вас этому научил? Ни в одной консерватории такого не проходят.

— Нет, я сама учусь. Сэлф-мейд, как говорят американцы.

— Не думали открыть собственную вокальную школу?

— Думаю об этом уже лет пять. Собираю мысли в кучу — как это сделать технически.

— Говорят, «Погода в доме», принесшая вам сумасшедшую популярность, до того вам надоела, что вы уже не поете ее в концертах.

— Да попробую я не спеть! Такого просто не может быть, как бы я к ней ни относилась. Это моя визитная карточка. Если на каком-то из концертов я ее почему-либо не спела и уже концерт подходит к концу, в зале начинается что-то невообразимое. В один голос все кричат: «Погоду в доме»! И так до сих пор. Поэтому включаю ее во все программы. Видоизменяю, пою и так и сяк, и одна, и с залом. Эта песня будет теперь со мною всю жизнь. Такие шлягеры пишутся для артиста, наверное, раз в жизни и становятся тем, чем стал «Арлекино» для Пугачевой. Вот сейчас она ездила по городам с юбилейным туром, и всюду просили спеть «Арлекино». Всегда в памяти остается то, что очень сильно выстрелило. Пусть оно на самом деле и не было первым у этой певицы, но оно первое, что стало таким громогласным. А все, что до того, — как мелкая дробь рядом с пушечным залпом.

— Я бы не сказал, что фильм «31 июня» для вас — мелкая дробь.

— Но я же там не пою за главную героиню. Спросите, что я там пою, вам никто не ответит.

— Вы поете, по-моему, песни Нинетт — придворной дамы, главной интриганки.

— Это вы знаете. А в основном помнят только песни, которые пела Таня Анциферова за главную героиню: «Мир без любимого» и так далее.

— Вы их тоже поете.

— Одну из них — «Всегда быть вместе не могут люди».

— Признайтесь честно — никогда не испытываете зависти к артистам, выдвинувшимся в постсоветское время — допустим, Валерии или Диме Билану, — которые свободно ездят по всему миру, записываются в тех студиях, где им хочется? Вы, с вашим уникальным голосом и профессионализмом, были этой возможности лишены.

— Записала же я два диска в сотрудничестве с Джорджем Дюком. Где, кстати, участвовал не только он, но множество других американских музыкантов. Если вы хотите сравнить мой второй альбом, допустим, с альбомом Валерии, записанным в Англии, то у нее он более популярный, а у меня — более разноплановый. Скорее этот стиль можно назвать smooth. Он не попсовый, некоммерческий с точки зрения сумасшедшей продаваемости. Хотя в России уже два года идет очень хорошо. Такая музыка интересна не только обычным слушателям, но и профессионалам. Это серьезный прорыв в музыкальной жизни России. А в Америке пластинка еще не вышла. Пока только идут переговоры, это процесс очень серьезный. Это ведь большая конкуренция: вдруг рядом с местными артистами появилась иностранка, которая поет на хорошем американском английском, владеет всеми жанрами — латиноамериканской музыкой, джазом, блюзом, импровизацией… А зачем им иностранцы, если у них много своих суперских артистов. Поэтому не знаю, будет ли диск там хорошо продаваться. Но не в этом дело. Для меня главное то, что благодаря альбому меня там хорошо узнали профессионалы, от которых многое зависит.

— Вернемся на родную почву — что скажете относительно российского отбора на «Евровидение»?

— Совсем не хочется на эту тему говорить.

— Настолько неинтересно?

— Да нет, не просто неинтересно, это вопиюще непрофессионально. Прямая антиреклама русской популярной музыки. Как может ехать на европейский конкурс клубная группа с таким жутчайшим английским языком? И с теми песнями, которые она поет? Может, конечно, это кому-то и нравится — ну так слушайте это у себя в клубе. Но представлять такое от имени всей России? Это просто смешно. В то время как Панайотов, европейского класса певец, отстал от них на 10 очков. Что это такое? И почему обыкновенный зритель судит профессионалов?

 — Не хотите ли сказать, что лучше бы бабушки из Удмуртии поехали?

— Вы угадали, так я и сказала — лучше бы поехали «Бурановские бабушки». Мы уже знаем, много раз видели этот конкурс, он давно превратился в арену для фриков. Финская группа «Лорди» с их страшными резиновыми мордами, Сердючка с ее клоунадой — это же натуральные фрики. А вот вторые места получают люди, которые хорошо поют. Когда этот конкурс только появился, они и первые места занимали — АВВА, Селин Дион… Но того конкурса давно нет. А когда смотрю существующий цирковой аттракцион под названием «Евровидение», у меня внутри все горит и хочется разбить телевизор.

— Вам никогда не предлагали возглавить проект вроде «Фабрики звезд»?

— Нет. Наверное, люди знают: у меня бы был такой жесткий отбор, что эту «Фабрику» немедленно бы закрыли. Мне не совсем понятны критерии, по которым отбирают певцов в такие проекты: среди них найдется, предположим, пара хороших вокалистов, а все остальные — ну так, для картинки или чего-то другого. Я очень нетерпимый человек, у меня высокая планка, и я бы не смогла там работать продюсером. Для меня главное — человек должен быть очень талантлив и очень трудолюбив.

— А Илья, ваш нынешний супруг, прошел у вас проверку на талант?

— Видите ли, любят не только за талант. И вообще трудно назвать что-то конкретное, за что любят человекf. Ты просто любишь и не знаешь, за что.

— В ваших отношениях бывали сложные кризисные ситуации?

— А у кого их не бывает?

— Расскажете?

— Нет, эта тема запретная, интимная. Есть вещи, которые я имею право оставлять за кулисами.

— Тогда поделитесь способом решения таких проблем.

— Только гибкость и понимание. Но это дается лишь людям, которые действительно любят друг друга.

— В работе вы очень жесткий человек, трудно представить вас гибкой.

— Да и он такой же. Но мы боремся не друг с другом, мы боремся, на самом деле, со своим собственным внутренним негативом. И он и я — очень сильные личности. И он очень талантлив, и он очень силен. Скажу больше: он сильнее меня, вот почему я так дорожу нашими отношениями. Сильной женщине найти свою половину чрезвычайно сложно. Мужчины сильных женщин, как правило, побаиваются и опасаются вступать с ними не то что в брак, а просто в дружеские отношения. Мне повезло, я нашла мужчину, с которым могу почувствовать себя слабой женщиной. Но это бывает только дома при закрытых дверях. Мой дом — моя крепость, которая для всех пусть остается загадкой, интригой, чем хотите.

— А Ангелина — она только ваша дочь или еще и подруга?

— Иногда — только дочь, но чаще подруга. Она меня поддерживает во всем абсолютно. Вот я ее не всегда поддерживаю, потому что хочу уберечь от ошибок, которые сама когда-то сделала. Но она девушка такая: хочу учиться на собственных ошибках. Поэтому по лбу получает постоянно. Я уже перестала с ней говорить об этом — может, это действительно поможет ей по-другому посмотреть на многие вещи. Она уже не ребенок, в мае будет 27 лет.

— А что за ошибки?

— Самые разные. И бытовые, и человеческие, всякие. Отношения детей с родителями — это такая сложная материя, знаете, учиться жить с собственными детьми в мире надо точно так же, как учиться жить в браке. Не мешать, а помогать. Быть им нужными. Сделать так, чтобы ты не стал врагом. Это не сразу приходит. Много позже того, как вы становитесь родителями. По крайней мере со мной так. Но сейчас к ней пришло понимание, что ближе меня у нее, оказывается, нет никого.

— А разве это так уж хорошо? Ей же надо свою жизнь строить.

— Это очень хорошо, потому что и ей так спокойнее, и мне. Поверьте, мы с ней прошли много испытаний вдвоем. С другой стороны, благодаря участию в нашем проекте (Лина работает в продюсерской компании Александра Попова, которая ставит наш мюзикл) у дочери поменялся круг друзей, с ним появились новые амбиции, новые претензии в хорошем смысле слова. Она здесь может воплотить какие-то свои идеи. Знаете, что она ответила на собеседовании продюсеру? Он ее спросил: Лина, чем хочешь у нас заниматься? Она сказала: хочу быть вам полезной. И сразила его наповал.

— Многие творческие люди испытывают чувство вины по отношению к своим детям, считая, что не уделяли им достаточно внимания.

— У меня это чувство присутствует с самого рождения Лины. Никуда от этого не денешься.

— Она же всегда была при вас.

— Нет, она не всегда была при мне, к сожалению. Но такова профессия артиста. И ей особенно тяжело, ведь на ней бремя — «соответствовать». По крайней мере так она сама считает. Я ей помогаю, чем могу. С детства говорю: ты — самостоятельная личность и должна не сравнивать себя с матерью, а найти свой путь.

— Она не поет?

— Нет. То есть поет-то она очень хорошо, кстати. Но отказалась, сказала: так, как ты, не смогу, а быть второй Долиной не хочу.

— Про ваш дом писали чудеса — будто у вас в аквариуме пираньи, электрический скат.

— Уже давно нет у меня этого дома, четыре года мы живем в другой квартире, там вообще аквариума нет, и домашних животных мы не заводим, потому что некому за ними смотреть.

— Но что сказал бы доктор Фрейд относительно вашего увлечения столь зловещими существами?

— А меня не интересует мнение чужих, доктора Фрейда — тем более.

— Видя, как потрясающе вы выглядите, невозможно избежать вопроса о диете и фитнесе.

— Я не занимаюсь фитнесом, я занимаюсь пилатесом, это гимнастика особого вида, названная по имени ее изобретателя, Джона Пилатеса. Она растягивает мышцы и сохраняет молодость тела. Насчет диеты — не ем ничего, отчего поправляются. А после шести вечера вообще не ем.

— Грустно.

— Почему же? Очень даже хорошо: у плиты стоять меньше.

Наше досье

Лариса Долина родилась 10 сентября 1955 года в Баку в семье строителя. Окончила музыкальную школу (класс виолончели). Была солисткой эстрадных оркестров Армении, Азербайджана, оркестра «Современник». С 1985-го делает собственные шоу-программы.

Пение Долиной звучит в 70 кинофильмах. Замужем за продюсером Ильей Спициным. Имеет дочь Ангелину от первого брака.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 10730
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6143
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 5997
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5954
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5036
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?