Новости
Главная Культура 00:01 14 Мая 2021 11862
Клавдия Коршунова: Этот фильм – словно о моей бабушке

Продолжательница актерской династии – о съемках в сериале «Неопалимая купина» и сегодняшнем следе той давней войны

Анна Чепурнова
Для съемок в «Неопалимой купине» актрисе пришлось пройти серьезную учебу в военной части под Москвой. Фото предоставлены Первым каналом

На Первом канале прошла премьера фильма «Неопалимая купина» по произведениям Бориса Васильева. В победном 1945-м бывшему командиру пехотной роты, а ныне инвалиду войны Антонине Федоровне Иваньшиной приходится искать свое место в мирной жизни, и она понимает, что это не проще, а часто сложнее, чем в боевом строю... Главную роль в ленте сыграла молодая, но уже хорошо известная актриса Клавдия Коршунова. Каково нашей современнице перевоплощаться в советского человека той давней эпохи? Чем те люди были наивнее и мудрее нас? Легче или сложнее актрисе существовать в профессии, если она пришла в нее по следам нескольких поколений своей знаменитой семьи?

— Клавдия, рассказ «Неопалимая купина» написан Борисом Васильевым в 1986 году, повесть «Встречный бой» — вовсе в 1979. Не выглядят ли эта литературная основа для сегодняшнего зрителя, воспитанного на фильмах-боевиках и компьютерных стрелялках, безнадежной архаикой?

— Хорошая литература не устаревает. А честно и талантливо написанные книги о Великой Отечественной войне сегодня в каком-то смысле приобретают роль документа, поскольку говорят правду. Дают возможность молодому поколению приблизиться к пониманию, что война, даже победная — это катастрофа. И ни в коем случае нельзя допустить ее повторения.

— В вашей собственной семье есть истории, связанные с Великой Отечественной?

— Их много. Мамин отец Семён Арсентьевич прошел всю войну, вернулся в чине капитана. Служил в войсках связи. До войны они с бабушкой жили в Сибири, у него как ценного специалиста была бронь. Мог совершенно спокойно не идти на фронт — или пошел бы в более поздний призыв. Но бабушка моя, истовая женщина, сама его прогнала. Сказала: как так, другие идут, а ты не пойдешь? Хотя у нее на руках был младенец, и она даже, кажется, уже второго ребенка ждала. Такой вот характер. Дед, слава Богу, вернулся. Мама у них родилась уже после войны. Но я, к сожалению, дедушку не застала — он рано умер от инфаркта. Война жутко изнашивала людей, даже если оставляла в живых. Прадед Иван, отец моего дедушки Виктора Ивановича Коршунова (народного артиста СССР — «Труд»), тоже прошел всю войну. Солдатом, в пехоте — самая близкая к смерти позиция. Но тоже вернулся. И никогда ничего о войне не рассказывал. Другие прадеды, по линии Еланских, тоже воевали. Прадедушка Валя, старший лейтенант, погиб под Москвой, а Аркадий был там же в ополчении, они рыли окопы и в первый же день попали в плен, потом он бежал из немецкого лагеря, вышел к своим — и, конечно, немедленно оказался в вагонах, отправляемых в Сибирь: власть не прощала плена... Аркадий — брат моей прабабушки Клавдии Николаевны Еланской, знаменитой актрисы МХТ. Она, кстати, тоже сама его прогнала. У него не было глаза, таких в армию не берут, но она сама потом рассказывала, как напустилась на него: мол, что ж такое, ты молодой здоровый мужик, руки-ноги есть, иди! И он пошел в это знаменитое, жуткое безоружное ополчение. И она же потом каким- то неведомым способом вытащила его из арестантского поезда на московском вокзале... Это я вам еще не все истории рассказала. Добавлю только, что у нас традиция — никогда не встречать Новый год на даче. Дело в том, что на этой подмосковной даче встречали Новый год только один раз, и это был 1941-й.

— Есть ли у вас любимые книги и фильмы о войне?

— Я маленькой ужасно любила фильм «Дом, в котором я живу». Там снималась Клавдюша (народная артистка СССР Клавдия Еланская — «Труд»), его часто показывали по телевизору, и мы всегда эти передачи смотрели. Что-то пронзительное о войне сказано в этой ленте, хотя самой войны в ней нет. Есть пылающая цифра 1941, которая всегда производила на меня огромное впечатление — такой страх, неотвратимость горя. И потом — лестница, по которой герой Владимира Земляникина бежит к своей любимой, а кто-то сверху кричит: нету ее, убили. Этот фильм — наверное, мое первое серьезное соприкосновение с темой войны. А книги — это, конечно, Виктор Астафьев. Перед съёмками я прочла «Весёлого солдата» и «Проклятых и убитых». И это была самая важная часть моей подготовки к работе. Эти книги — та самая правда, которую, если вы хотите говорить о войне, необходимо знать. Правда жуткая, но она часть истории.

— Как вы попали в проект «Неопалимая купина»?

— Совершенно обыкновенно: кастинг-директор Наталья Борисова прислала моему агенту сценарий, пригласила на пробы. Я попробовалась — судя по всему, удачно. Мне и самой хотелось сниматься, было чувство, что в этой роли нужна именно я. Такое ощущение — очень правильное, если его не возникает, значит это не твоё.

— В чем заключалась подготовка к работе?

— Как я уже сказала, читала книги, прежде всего Астафьева. Смотрела хронику, интервью с участниками войны, картину «У войны не женское лицо». Для физических тренировок ездила в военную часть под Коломной, Владимир Геннадьевич Шелестюк, человек с настоящим боевым опытом, проводил строевую подготовку, показывал, как рыть окоп, я изучала орудия, училась стрелять. Говорили с ним и о последствиях войны, о том, что остаётся в душе от нее. Очень благодарна ему за помощь и откровенность. Еще интересная вышла история — я на этой подготовке прыгнула с парашютом, хотя, честно говоря, не планировала совсем. Просто в первоначальном варианте сценария был такой флэшбэк: Антонина приземляется на парашюте. Его почти сразу убрали, но наш военный консультант Игорь Волокитин уже договорился с парашютной базой. Я думала, он шутит, говоря: «Ну какая ты разведчица если с парашютом не прыгнешь». И вдруг через некоторое время он сообщает: завтра прыжок. Пришлось поехать и прыгнуть. Вышло потрясающе. Теперь вот сыну рассказываю, а он смотрит на меня открыв рот — гордится!

В мирной жизни героине порой приходится не легче, чем на фронте

— Советовались ли вы по поводу роли с отцом Александром Коршуновым? Ему ведь приходилось играть в фильмах про войну.

— Не советовалась. Мы, конечно, делимся друг с другом тем, что делаем, но советовать тут что-то сложно. Творчество — очень интимная сфера.

— Глядя на некоторые современные фильмы о войне, понимаешь, что для их создателей военная тема — нечто из области фантастики и приключений. Но, судя по многим откликам, ваша картина на этом фоне выделяется серьезной интонацией.

— Война для всех нас, слава Богу, из области фантастики. Но можно и нужно при этом сохранять уважение к подлинному военному опыту. Режиссер фильма Дмитрий Тюрин — человек абсолютно не циничный, сегодня это так редко, и невероятно работоспособный. Я ужасно рада, что именно он взялся за этот материал. Не знаю, справилась бы с такой ролью, если бы не он.

— Что на съемках показалось самым сложным?

— Непростого было много, но тяжелее всего мне пришлось в сценах с танками. Это жуткие машины, созданные исключительно ради войны и больше ни для чего. Они как земля после ядерной катастрофы, от них прямо фонит каким-то ядом. Находясь в танке, ты не видишь и не слышишь людей, находящихся снаружи, только прешь вперед, может быть, кого-то в это время давя... Это твоё предназначение.

— Чем вам близка ваша героиня, а какие ее действия вы, может быть, не принимаете?

— Таких действий нет, я понимаю и принимаю её во всем. Вообще роль эту очень люблю и считаю своей главной работой — уж на телевидении точно. Антонина превратилась для меня в живого человека, как будто это моя бабушка. И не себя я люблю в Антонине, а именно её саму, и жутко жалею, и благодарна ей, и скучаю по ней. Это была работа с огромным погружением, я даже слегка запуталась, где она и где я сама. Иногда понимаю, что присвоила себе некоторые моменты ее жизни, и они стали моими воспоминаниями.

— Как долго снималась «Неопалимая купина» и почему она не сразу вышла на экраны?

— Мы снимали 4 месяца в трех странах — России, Беларуси и Латвии, во всех сменах, за исключением двух, участвовала я. Вообще такого объема роль для актера, тем более актрисы — большая редкость и удача. Потом полтора года шел постпродакшен, были сделаны два варианта монтажа — на 6 и 8 серий, после чего мы несколько лет ждали премьеры. Почему? Не знаю и не хочу об этом говорить. Могу только пошутить, что вероятно, всё случилось именно так для того, чтобы моя актерская карьера развивалась не слишком стремительно. Чтобы у меня хватило времени выйти замуж и родить двух прекрасных детей. А может, это и не шутка.

Во время съемок в Латвии

— Подхватывая тему карьеры — чего бы вам хотелось для себя как актрисы?

— Разные бывают периоды и настроения, но вне зависимости от деталей считаю себя очень счастливым человеком. У меня было много крутых проектов, и сейчас приходят интересные предложения в кино. Я люблю свой театр «Современник», верю в его будущее, вижу себя в нём. Два года назад в моей жизни появилась благотворительность, сейчас я попечитель фонда «Дом с маяком», помогающего неизлечимо больным детям и молодым взрослым Москвы и Подмосковья. Недавно как продюсер сделала спектакль «Мам, а кто это на фото» — совместный проект «Дома с маяком» и театра «Современник» при поддержке фонда семьи Печерских. Этот семейный спектакль идет раз в месяц на Другой сцене «Современника» при аншлагах и регулярно приносит фонду по несколько сотен тысяч рублей, так как билеты раскупаются уже за месяц. Притом все артисты, художники, приглашенные звезды, все службы театра и, конечно, наш прекрасный режиссер Филипп Гуревич выступают как волонтеры, не получая за работу ни копейки. Кстати, уже не первый раз пробую себя в качестве продюсера благотворительных проектов. Мне бы хотелось и дальше развиваться, возможно, даже пойти учиться. Ну и, конечно, моя семья — это абсолютное счастье и награда.

— Если бы ваш сын однажды сказал про войну, как говорят многие современные молодые люди — «можем повторить», что бы вы ему ответили?

— Он бы так не сказал.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9005
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4360
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4155
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?