Главная Культура 21:25 15 Июля 2024 2076
Д’Артаньян эпохи Юрия Гагарина

В Нижнем Новгороде поиронизировали над старым добрым советским романтизмом 

Сергей Бирюков
Констанция (Екатерина Ясинская) в патриотическом порыве даст фору самой Королеве (Елена Сизова). Фото Сергея Досталева, предоставлено Нижегородским театром оперы и балета

В Нижегородском театре оперы и балета продолжают открывать творчество самобытного советского композитора Мечислава Вайнберга. Вслед за балетом «Золотой ключик», поставленным в декабре, здесь возродили оперу «Любовь д’Артаньяна».

Судьба наследия Вайнберга драматична, как и сама его жизнь. Польский еврей, успевший в последний момент спастись от гитлеровцев, перейдя советскую границу в сентябре 1939 года, он и в нашей стране, хоть ставшей его второй родиной, встретил не самое радушное отношение. Еще бы – пришлый, к тому же зять опального председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса, в 1948 году убитого спецслужбами, из-за чего в 1953-м сам оказался в заключении, конец которому положила лишь смерть Сталина, иначе неизвестно, к чему привело бы дело…

Все это наложило отпечаток на характер, а следовательно – профессиональный и человеческий путь Вайнберга. Всегда очень много работавший (26 симфоний, 8 опер, не говоря о произведениях других жанров), он реже других слышал и видел свои произведения исполненными, поставленными, записанными. Много десятилетий, например, ждала постановки его главная оперная партитура, посвященная близкой композитору теме холокоста – «Пассажирка». Хотя произведение получило высокую оценку Шостаковича, Свиридова и других коллег, мировая сценическая премьера состоялась лишь полтора десятилетия спустя после смерти композитора, и не в нашей стране, а в швейцарском Брегенце.

«Любви д’Артаньяна» повезло больше. Произведение на популярнейший в Советском Союзе сюжет романа «Три мушкетера» Дюма-отца (инсценировка Елены Гальпериной), написанное композитором, которого у ту пору ценили прежде всего за музыку к кинофильмам «Летят журавли», «Последний дюйм», «Гиперболоид инженера Гарина», «Винни-Пух» и др., отлично легло в репертуар музыкальных театров Новоуральска (тогда – закрытый город Свердловск-44), Куйбышева, Херсона… Дольше других, с 1974 до 1977 года, держалась постановка московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (где, кстати, и «Золотой ключик» шел продолжительнее, чем на какой-либо другой сцене). Однако в конце 1970-х на телеэкраны вышел фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича на сценарий Марка Розовского с музыкой Максима Дунаевского, песенными текстами Юрия Ряшенцева и всенародно любимыми актерами, включая Михаила Боярского в заглавной роли. Похоже, именно он (разумеется, помимо воли своих создателей) оттеснил в сознании менеджеров культуры оперу, и снова на долгие десятилетия…

Разумеется, сегодня реанимировать один к одному романтико-оптимистическую интонацию начала 1970-х нереально. Но, мне кажется, команда Нижегородской оперы с подачи ее художественного руководителя Алексей Трифонова и режиссера-постановщика нынешней продукции Игоря Ушакова нашла точный ход. Нам-таки показывают такой спектакль, но словно ставят его «в кавычки» – мы видим не просто сцену, но советский ДК со всеми его атрибутами: фреской не то с Гагариным, не то с наядой над колонным залом, директора в черном костюме со сценарием в руках, его антипода-режиссера в свободной вельветовой куртке, даже четверку ряженых под «Битлз» парней – правда, только в подтанцовке. И вот в такой атмосфере, для кого-то сегодня ироничной, а для многих ностальгичной, ставится опера о мушкетерах.

Разумеется, героико-комическая. Разумеется, прежде всего про любовь, что так ценила советская публика, утомленная официозом. И разумеется, безупречно оптимистическая: никто не гибнет, включая главного женского персонажа – Констанцию Бонасье и даже злобную Миледи.

Более того, некоторые линии, едва у Дюма намеченные, получают яркое развитие – в первую очередь это образ Бабетты, служанки Констанции, в романе лишь упомянутой, а тут превратившейся в одну из центральных героинь – этакое комическое преображение Жанны д’Арк, честолюбивую простушку, мечтающую о судьбе спасительницы Франции, но из-за недалекости попадающую в нелепые ситуации, однако в конце концов умеющую отличить добро от зла и помогающую своим господам победить в их благородном деле. Бабетте (отличная актерская и вокальная работа Анастасии Джилас) отданы одни из самых эффектных страниц оперы, вроде арии из второй картины второго действия: право, это бравурное болеро не стыдно поставить рядом с самыми эффектными образцами колоратурного вокала ХХ века вроде арии Кунигунды из «Кандида» Бернстайна и даже арии-сцены Цербинетты из «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса.

Но, конечно, никак не обижена композитором и главная пара персонажей – д’Артаньян с его бравой выходной арией из первого действия, грустным менуэтом-вальсом из второго действия (обаятельный баритон Константин Сучков), Констанция с ее мечтательной балладой также из второго акта (обладательница звонкого сопрано Екатерина Ясинская). Особая краска – возникающее дважды, в начале и в конце, «ядовитое» танго Миледи в сочном исполнении меццо Марии Калининой. Как не вспомнить тут зловещую трактовку ритма танго во многих сочинениях Альфреда Шнитке той поры, равно как и шнитковскую технику работы с цитатами из классики – у Вайнберга, как видим, вполне ориентированного в стилистических трендах времени, это дополнительно «приперчивающая» номер фразка из вступления к куплетам Мефистофеля из «Фауста» Гуно.

Мушкетеры охарактеризованы главным образом в ансамблях, всегда сопровождаемых – как же иначе – эффектным экшном. Разве что Арамису (как ни удивительно, басу) повезло и «сольно»: ему, точнее «артисту, исполняющему роль Арамиса» (Максим Орлов) отдан вставной номер – знаменитый блюз Бена из фильма «Последний дюйм», исполняемый под гитару как бы в перерыве между репетициями.

А вот главной характеристикой Короля и Королевы (помимо, конечно, имеющихся и у них вокальных партий в исполнении Виктора Ряузова и Елены Сизовой) стала богато показанная на сцене церемониальная жизнь Лувра, для чего постановщики ввели в партитуру еще одно малоизвестное сочинение Вайнберга – шесть балетных фрагментов, написанных им по так и невостребованному заказу, и эта сюита великолепно стилизованных (в том числе хореографически – прославленным солистом и хореографом Большого театра Андреем Меркурьевым) танцев, рассредоточенная по всему спектаклю, стала одним из его лейтмотивов. Другим хореографическим акцентом послужил очень красивый, классический по духу дуэт на музыку, приближающуюся по лирическому пафосу к лучшим страницам Глиэра и Хачатуряна – как бы тоже нечто происходящее параллельно в советском ДК, но вполне воспринимаемое пластическим комментарием к основному действию. Жаль, имен исполняющей его пары почему-то нет программке спектакля…

Что до оформления, особо отметил бы работу сценографа Валерия Кошлякова, чьи рисованные задники продолжают традицию архитектурных фантазий – жанра, как раз в XVII веке и возникшего. На них мы видим «фантазийный» Париж, где не то фасад, не то интерьер барочного собора «прорастает» многоэтажьем модернизма ХХ века, а на уютно-гобеленовые стены проецируется… не менее уютный двуглавый торшер 1960-х (помню точно такой, если не ошибаюсь, польского производства, у нас дома).

Спектакль очень атмосферен, в чем велика заслуга и уверенно ведущего красочную партитуру дирижера-постановщика Ивана Великанова. Думаю, у нижегородцев есть все основания рассчитывать на успешную и долгую сценическую жизнь новой работы. 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3364
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3265
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3111
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?