Несколько российских университетов предоставили фальсифицированные данные для мониторинга эффективности вузов. Об этом вчера сообщил журналистам заместитель министра образования и науки России Александр Климов.
История, которая разворачивается вокруг реформы российского высшего образования, напоминает то ли криминальный детектив, то ли бессмертную комедию Грибоедова.
«Сейчас ведем проверку, — сделал интригующее заявление заместитель министра. — Мы обнаружили, что ряд вузов целенаправленно сфальсифицировали данные. Мы это выявили, вызвали ректоров, они это признали». Конкретные адреса названы не были, но прозвучали цифры: 103 вуза вообще не представили данные для мониторинга, в том числе 100 негосударственных и три государственных.
Получается, что сотня вузов плевать хотела на ведомственные требования и решила тихонечко затаиться, переждать — мол, сейчас пошумят и забудут. Но о них все-таки вспомнили. По итогам проверки неэффективными и нуждающимися в реорганизации были признаны 30 институтов и университетов, а также 262 филиала. В прошлом году нарушителей было больше: 136 вузов и 450 филиалов. Положительная динамика показалась чиновникам подозрительной, они решили копнуть поглубже — и вот новые разоблачения.
Конечно, у ректоров, которые предпочли игнорировать проверку, есть свой резон и свои отговорки. Действительно, вписаться в рамки, которыми определяется эффективность вуза, не так-то просто. Это и количество трудоустроенных выпускников, и научные публикации, и даже наличие 50-метрового бассейна — за всем не уследишь и все не построишь, особенно когда в средствах ограничены.
Дело еще и в том, что того самого ревизора, в роли которого сейчас выступает Минобразования, подведомственные структуры часто не воспринимают всерьез. И случай, о котором говорит Климов, может, и вопиющий, но уже не первый и далеко не единственный. «Года три назад мы с комиссией Рособрнадзора проверяли вуз, который существовал только на бумаге и просто раздавал дипломы за деньги. Приехали в офис с комиссией, а нам просто ничего не предоставили. Пришлось составлять акт о противодействии комиссии. Никто даже не прятался, просто эту проверку не восприняли всерьез, — говорит эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. — Рособрнадзор потом пытался подать в суд, но все это так и ушло в небытие. Не удивлюсь, если после прозвучавших вчера обвинений и попыток рубить сплеча министерским чиновникам никто ничего предоставлять не будет. К Минобру нет доверия. У него нет никаких эффективных инструментов воздействия. Инструмент есть у региональных властей, но тем невыгодно в своих отчетах показывать слабые места, ведь уровень образования — это один из показателей, по которым оценивается их работа».