Народные избранники озаботились проблемой невыплаты алиментов. Ситуация и впрямь удручающая: из 3,2 млн детей в разведенных семьях больше 2 млн не получают ни копейки от второго родителя.
По словам вице-спикера Госдумы Людмилы Швецовой, пока судебные приставы ищут безответственных родителей, государство оказывает помощь из казны 350 тысячам детей из малообеспеченных семей. А по-хорошему следует создать специальный «алиментный» фонд, откуда выплачивать детям пособие за «беглых» родителей. А когда должника найдут, то ему придется возвращать в казну затраченные деньги, причем еще и с процентами.
Сегодня как? Нашли приставы нерадивого папашу — взыскали алименты и отдали бывшей жене, а не нашли — корми ребенка как хочешь. В таких странах, как Австрия или Финляндия, алименты выплачивает государство, а потом взыскивает через суд с родителя. Если должник скрывается, то страдает бюджет, а не женщина с детьми. И в России должно быть так. Тем более что алименты у нас не в пример европейским странам весьма скромные.
Что такое 25% от заработка? Да, есть среди алиментщиков люди обеспеченные, которые не платят не из жадности, а чтобы насолить бывшей супруге. Но больше всего маргиналов, которые перебиваются случайными заработками. Кто-то хитрит, получая серую зарплату в конверте, поэтому алименты грошовые. По данным Людмилы Швецовой, в 17 регионах алименты составляют 100-200 рублей. Разве это не издевательство? Поэтому депутаты также предлагают ввести минимальный стандарт алиментов — те же 25%, но не от заработка, а от прожиточного минимума. В Москве, например, в этом году он превысил 9 тысяч рублей. Значит, минимум в 2 с лишним тысячи ребенку должен быть выплачен.
Предложение о создании федерального фонда по выплате алиментов звучит не впервые. Как всегда, упирается Минфин. Ведь на это потребуется около 37 млрд рублей ежегодно, а в бюджете лишних денег нет.
Для борьбы со злостными неплательщиками алиментов депутаты также предлагают лишать их водительских прав, что вызывает протесты правозащитников.
«Между тем в Америке злостных алиментщиков не только лишают водительских прав, но даже изымают имущество, — говорит вице-спикер. — А есть штаты, где публикуют списки злостных неплательщиков на коробках с пиццей. Считается, что это самое ходовое блюдо бывших отцов семейств в разводе».
У нас в России сейчас перед должниками опускают шлагбаум на границе. С начала года, по данным Федеральной службы судебных приставов, границу закрыли 211 тысячам нерадивых отцов и матерей, после чего они погасили долги по алиментам на 1 млрд рублей. Изъятие водительских прав может оказаться еще действеннее. Заодно, глядишь, и пробок на дорогах станет меньше.
Правда, эти меры касаются в основном «имущих» неплательщиков. А что делать с папами — пьяницами и тунеядцами, которые за границу не ездят и машин не имеют? Депутаты считают: надо отправлять их на принудительные работы. А при разводе через суд в обязательном порядке назначать алименты, даже если мать не подает соответствующего заявления. Наконец, создать открытую информационную базу, чтобы в режиме реального времени отслеживать, как исполняется решение суда.
На этой неделе в ходе рейдов по алиментщикам в подмосковном поселке Колюбакино случился курьез. Пристав поставил машину возле дома, а место, как оказалось, принадлежит давно разыскиваемому алиментщику из Рузы, который задолжал малолетнему сыну 140 тысяч рублей. Попутно выяснилось, что папаша бегает не только от семьи, но и от военкомата. В общем, пошел как миленький служить. По закону мать ребенка военнослужащего имеет право на ежемесячное пособие на ребенка — сейчас это 8882 рубля.