Главная Культура 02:35 16 Сентября 2009 4222
Валерий Фокин: «Наша жизнь — черно-белое кино»
Худрук Александринки, несмотря на кризис, с оптимизмом смотрит в будущее
Ситковский Глеб

Под предводительством Валерия Фокина Александринский театр в считанные годы стал одним из центров театральной жизни России. Открытие своего нового сезона Александринка совместила с началом фестиваля «Александринский». Перед премьерой «Дяди Вани» в постановке известного румынского режиссера Андрея Щербана Валерий Фокин рассказал «Труду» о перспективах Александринского театра.

— Вокруг вашего имени ходит столько слухов… Если каждому верить, вы скоро возглавите все московские и питерские театры одновременно. У этих разговоров есть какая-то почва?

— На пустом месте слухи не возникают. Время от времени всякие высокие начальники делают мне разные предложения о трудоустройстве. Другое дело, что последнее слово всегда остается за мной, а мне, скажу честно, пока что интересно в Александринке. Я ви-жу творческую перспективу и чувствую себя комфортно в этом городе. Поэтому сегодня я не вижу альтернативы Александринке. Конечно, мне трудно жить на два города. Моя семья по разным обстоятельствам не может перебраться в Питер, и мне все время приходится мотаться между двумя городами. Я ужестал почетным пассажиром Октябрьской железной дороги. Это непростая ситуация, но я с ней справляюсь.

— То есть вы исключаете для себя уход из Александринского театра?

— На сегодняшний день исключаю. Но ни в чем нельзя быть уверенным. Я хочу остаться в Александринке не потому, что меня пугает ситуация, в которой все нужно начинать с нуля. Я по характеру люблю дебюты. Но самый главный вопрос: зачем уходить из театра, в котором тебе интересно в творческом отношении?

— Сегодняшняя Александринка — это достаточно отлаженный механизм, который уже способен работать и без вашего присутствия?

— Театр отлажен с точки зрения того, что я называю художественным порядком. Художественный порядок — это термин, распространяющийся и на репетиции, и на спектакли, и на взаимодействие всех служб в угоду тому, чем мы занимаемся. И Андрей Щербан, и Кристиан Люпа, и Михаэль Тальхаймер — все в один голос говорили мне, что такой организации они не видели ни в одном европейском театре. Мы добились того, что у нас есть актеры всех поколений на все роли. Это абсолютно мобильная труппа, в которой 62 человека. Меня греет, что я вижу труппу, которая меня понимает. Я вижу артистов, которые могут работать с самыми разными европейскими режиссерами. Они знают другой театральный язык, они понюхали другую театральную территорию. Но я не обольщаюсь. Театр — это хрупкая машина, которая может сломаться в любой момент.

— Вы делаете ставку на европейскую режиссуру. Насколько готова питерская публика к такому театру?

— Мне кажется, что именно в Питере-то и должен быть европейский театр, если исходить из его традиций и даже географического положения. Публика за последние годы существенно изменилась. У нас посещаемость 73–74 процента — это, я считаю, очень много для такого огромного зала, как у нас. Это при том, что у нас репертуар не коммерческий, не развлекательный и мы не торгуем медийными лицами. Мы очень серьезно работаем с молодежью. Для студентов у нас есть билеты по 50 рублей на галерку. Причем если они ходят часто, то капельдинеры обязаны посадить их в партер на свободные места. И эта система очень хорошо работает.

— Настал тот момент в нашем разговоре, когда я должен произнести слово «кризис». Интересно, было ли у вас в последнее время интервью, где бы вас не спрашивали о кризисе?

— Слово «кризис» сейчас рекомендуется не произносить. Однако он не мог нас обойти стороной, он с нами. Нас уже предупредили, что на 50 процентов будет секвестрирован бюджет театра в 2010 году. Все разговоры о том, что самое страшное уже позади, — это чепуха. Все только начинается. Поэтому нам придется сократить количество премьер. В этом сезоне будет только две премьеры на большой сцене. Формально — три, но спектакль Андрея Могучего «Изотов» был, по сути, уже почти готов весной. В общем, нам придется непросто, но мы не должны снижать темпа. Мы увеличим количество спектаклей на малой сцене. Тяжелые времена иногда способствуют творческим исканиям. Другое дело, что ни в коем случае нельзя скатиться к развлекательности. Кризисом сегодня очень часто пользуются для того, чтобы оправдать ставку на развлекательный театр. Чуть что, сразу начинают кричать: «Нам надо выживать». Меня от этого просто колотит. Под предлогом того, что надо выживать, сдавали театральные помещения под ларьки, пункты обмена валюты и корпоративные вечеринки. Мы как первый национальный театр себе этого не можем позволить. Несмотря на кризис, наш фестиваль не только не сократился, но даже раздвинулся. Он закончится спектаклем Могучего «Изотов», а весной я выпущу своего «Гамлета». Весной же поедем в Париж с двумя спектаклями. В мае, я очень надеюсь, начнет делать свой спектакль Оскарас Коршуновас, и эта премьера откроет следующий фестиваль «Александринский». Андрей Могучий будет репетировать в следующем году «Синюю птицу» Метерлинка, и я очень доволен, что в театр благодаря этому придут дети. Мы таким образом начнем завоевывать аудиторию, которая лет через пять будет активно ходить в театр. В общем, я оптимистично смотрю на вещи. Конечно, придется начинать экономить, но в конце концов наша жизнь — это черно-белое кино, не правда ли?

— Александринский театр с кризисом так или иначе справится, а вот каково придется провинциальным театрам?

— Мне один чиновник сказал: «Вы же понимаете, какая сегодня ситуация? Сейчас просто неприлично просить денег у государства!» Так нельзя ставить вопрос. Вот Саркози во Франции увеличил расходы на культуру на 40 процентов. Это делается для того, чтобы отвлечь массы от социальных взрывов. Но у нас-то ведь тоже могут произойти социальные взрывы! Чиновники считают так: чем больше у тебя посещаемость и чем больше спектаклей ты сыграл, тем ты лучше. На основе этих показателей определяется, какие театры финансировать. В такой ситуации любой творческий театр просто умрет. Тем более провинциальный.

Выбор

Самые известные спектакли Валерия Фокина

«Нумер в гостинице города NN» (1994)

Чичиков (Авангард Леонтьев) въезжает в свой гостиничный номер, населенный вещами, мертвыми душами и всякой чертовщиной.

 

«Превращение» (1995)

На примере Грегора Замзы из романа Кафки Константин Райкин продемонстрировал процесс превращения человека в членистоногое существо.

 

«Женитьба» (2008)

Один из самых популярных спектаклей в репертуаре Александринки, где гоголевские женихи на коньках выписывают пируэты вокруг Агафьи Тихоновны.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3353
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3254
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3105
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?