ЕШЬ АНАНАСЫ, РЯБЧИКОВ ЖУЙ...
Не знаю, как у кого, но у меня почему-то такое впечатление, что вышеупомянутый "Форбс" печатает списки миллиардеров чуть ли не еженедельно. Во всяком случае, мусолятся они у нас постоянно и с упоением. Это прямо как вести с полей времен развитого социализма: героями капиталистического труда стали еще десять человек, положивших в закрома Родины 50 миллиардов долларов. Ну не Родины, конечно, а на свои счета в офшоры. Но шуму-то, шуму вокруг!
Вот и В.В.Познер собрал в своих "Временах" самых разных людей - актрису, олигарха, финансиста, ученого, священника, - чтобы те обсудили вечные социальные вопросы. Стыдно быть богатым или бедным? Миллиардеры - жулики или талантливые, предприимчивые люди? Бедняки - лишенные инициативы неудачники или невинные жертвы смутных времен? И наконец, самое злободневное на сегодняшний момент: если в любом демократическом обществе неизбежно есть бедные и богатые, то как сделать так, чтобы первые не ненавидели вторых, а те, в свою очередь, не презирали бы первых и не считали их людьми низшего сорта? Участники диспута высказали много умных мыслей, но универсальный ответ, разумеется, найден не был. По-своему убедителен был и олигарх, и священник,и даже, страшно сказать, изобретатель пресловутой ваучеризации. Это как в том анекдоте: и ты прав, сын мой. А ведущий программы, подводя итоги, сделал следующий вывод: да, пропасть между богатыми и бедными становится все более глубокой, и социальная напряженность из-за этого растет. Но не надо усиливать ее постоянными красочными рассказами о диких похождениях наших олигархов, не надо в подробностях описывать их дорогостоящие покупки и отвязные вечеринки. Зверя в народе будить не надо.
Конечно, с одной стороны Владимир Владимирыч не прав. Красивая жизнь всегда интересна простому человеку. А светская хроника для того и существует, чтобы удовлетворять это естественное любопытство. Да и потом, история учит: все тайное становится явным. Взять, к примеру, партийную элиту советских времен, которая обретала как бы в другой стране, - и чем все это кончилось? С умалчиваемыми олигархами будет то же. С другой стороны, вспомните массовую истерию вокруг похождений наших толстосумов в Куршевеле или автокатастрофы, в которую попал депутат-миллиардер в Ницце. Не перебор ли?
Косвенным образом слова Познера проиллюстрировал Алексей Пушков в своем "Постскриптуме". Он расценил 15-кратный разрыв (это по официальным данным, по неофициальным - 25-кратный) между доходами богачей и бедняков как чреватый социальным взрывом. Ведь даже 10-кратная разница приводила к революциям. А затем, объясняя "кто виноват?", со смаком прошелся по г-ну Прохорову, лишний раз напомнив и о его французском аресте, и об обещании на спор жениться на первой встречной и устроить свадьбу за $ 15 млн. на Мальдивских островах. После этих живописаний рука поневоле потянулась к орудию пролетариата...
ЛУЧШЕ БЫТЬ БОГАТЫМ И ЗДОРОВЫМ
Нет, в чем-то В.В. все-таки прав. Вот и телевидение, и печатные СМИ вовсю внушают, что быть бедным не то чтобы стыдно, но - неинтересно. Полистайте глянцевые журналы. Посмотрите на интерьеры квартир, в которых живут звездочки, снявшиеся в двух с половиной сериалах, или великие певцы земли русской, сбацавшие пару-тройку незамысловатых песенок под фанеру. Ремонт, мебель, декор их "уютных уголков" тянут на многие десятки тысяч долларов. Откуда у них такие деньги? Хотя не секрет, что эти юные дарования часто фоткаются в квартирах богатых друзей и спонсоров, выдавая их за свои. Потому что на фоне выцветших обоев в двушке на окраине, которую ты снимаешь, весь твой флер успешности и оптимизма растворится как дым. Без него же, флера этого, ты сразу становишься "неформатом". А вот многие немолодые, любимые несколькими поколениями зрителей артисты дома никогда не снимаются. И не только потому, что дворцов с евроремонтом нет, а потому - что отношение к дому у них немного иное. Правильное, я бы сказал отношение. Но это так, к слову.
Пощелкайте пультом по сериалам, которые по вечерам идут на всех каналах одновременно. Там или бандиты, или буржуи. Такое ощущение, что создатели отечественных мыльных опер уверены, что жилищный вопрос у нас давным-давно решен. Вы не увидите на экранах хрущевок с низкими потолками, газовых плит с облупленной эмалью и югославских стенок образца 70-х. Оно и понятно: глаз это зрелище не порадует. То ли дело роскошные кухни с дорогой встроенной техникой, сверкающие испанской плиткой ванные комнаты с джакузи, зимние сады, домашние кинотеатры. Вот это уже картинка! И тут уже не обстановка должна соответствовать героям, а наоборот. Потому и плачут у нас в основном богатые. И отношения выясняют все больше олигархи и модные журналистки, бизнес-леди и плейбои. И, заметьте, особого раздражения это не вызывает. Ни такие герои, ни такие интерьеры. Привыкли.
Может, если рассказывать только о благотворительности олигархов, а об их приключениях с проститутками умалчивать, то и к ним привыкнем?..
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТУПИК
И еще о В.В.Познере. А точней - о возглавляемой им Академии российского телевидения. Как стало известно, число учредителей АРТ покинули НТВ и ТНТ, а руководители этих телеканалов Владимир Кулистиков и Роман Петренко, а также глава информационной службы НТВ Татьяна Миткова сняли с себя высокое звание академиков. Конечно, в этом шаге можно усмотреть обиду: НТВ на последней церемонии вручения "ТЭФИ" не получил ни одного "Орфея", а ТНТ вообще не попал в число номинантов. В то же время это явное проявление кризиса, давно назревавшего вокруг главной телевизионной премии страны. Мы не раз писали о том, что год от года борьба за "ТЭФИ" все меньше похожа на соперничество профессионалов и все больше - на столкновение корпоративных интересов. Все попытки академии поставить телеканалы в равное положение так ни к чему и не привели.
И потом, на основе анализа нескольких последних церемоний можно сделать один вывод из двух. Или "ТЭФИ" наглядно демонстрирует явный упадок отечественного ТВ, отсутствие свежих идей (не случайно же в некоторых номинациях из года в год фигурируют одни и те же лица и программы), или ныне существующая структура премии не позволяет пробиться в число финалистов ничему новому и яркому, особенно сделанному в провинции.
Как бы то ни было, демарш НТВ, считающегося третьим по значимости каналом страны, и ТНТ, лидирующего в поисках новых форм, нанесет серьезный удар по престижу академии. Думается, там грядут серьезные перемены, в том числе и в руководстве.
Но в заключение все же о приятном. Первый канал показал удивительный фильм, посвященный режиссерам-супругам Ларисе Шепитько и Элему Климову. Полный драматизма, пронзительный рассказ о жизнях, наполненных удивительными совпадениями, роковыми случайностями, подлинными страстями, избежал обычных в наших биографических фильмах пошлости, дутой многозначительности и дурацких "реставраций". Можем же!..