Главная Культура 00:02 17 Марта 2023 7419
Победа осталась за Прокофьевым

Пришлось и Баварской опере повоевать на стороне композитора

Сергей Бирюков
С первой частью оперы режиссер обошелся бережно, но вторая поставила все «на место». Фото: Sven Hoppe/dpa, globallookpress.com

5 марта в нашей стране традиционно поминают... Да никого не поминают — официально. Даже сейчас, в 70-ю годовщину события: тишина.

Вы думаете, я о Сталине? Нет, этот товарищ (вождь и учитель/ величайший преступник/ эффективный менеджер — предоставляю читателю продолжить на свой вкус) сейчас интересует меня лишь постольку, поскольку ровно в один день с ним скончался великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Мало того, что эта трагическая потеря лишила нас не появившихся на свет замечательных симфоний, опер, балетов, кинолент (ведь «Александр Невский» и «Иван Грозный» — это тоже Прокофьев), но каждый год мы толком не можем справить день памяти уникального музыканта. Поскольку он попадает в тень сталинского призрака, а тот, похоже, до сих пор ввергает общество в такой сакральный ужас, что оно предпочитает не ворошить прошлое: все равно дискуссии никого не переубедят, только добавят раздрая. Вот так «зритель номер один» даже сейчас продолжает давить искусство, хотя это и цветочки по сравнению с тем, как в буквальном смысле давили людей (помните судьбу Михоэлса?), а того же Прокофьева вместе с Шостаковичем, Хачатуряном, Свиридовым жестоко громили «за формализм» в 1948 году (кстати, тоже «юбилей», 75 лет назад).

В Москве мне удалось найти только одно событие, посвященное 70-летию кончины Сергея Сергеевича: в зале «Зарядье» исполнили его чудесную детскую сказку «Петя и волк». Маловато...

Стоп, но ведь ровно 5 марта Баварская государственная опера в Мюнхене показала премьеру постановки главного оперного творения композитора — «Войны и мира». Да-да, это тот самый театр, откуда год назад уволили Валерия Гергиева, Анну Нетребко и других российских артистов, «связанных с режимом». О теперешнем мюнхенском проекте у нас сообщили мимоходом — не глядя ведь ясно, что на гнилом Западе смысл монументального творения русского композитора-патриота исказят до неузнаваемости.

Я-таки включил на своем компьютере не запрещенный пока VPN и посмотрел трансляцию спектакля. Был радостно удивлен тем, как бережно режиссер Дмитрий Черняков обошелся с первой частью произведения — той, где «Мир». Какие они у него настоящие, живые — сомневающийся Андрей (молдавский баритон Андрей Жилиховский), порывистая Наташа (украинское сопрано Ольга Кульчинская), подленький Анатоль (узбекский тенор Бехзод Давронов), монументальная Ахросимова (литовское меццо Виолета Урмана)... И это — Черняков, в других оперных постановках которого герои мало похожи на привычных нам Онегина, Кармен, Снегурочку, Садко, отрабатывая скорее внутренние комплексы самого Дмитрия, чем то, что хотели выразить композиторы.

Вторая часть «Война» поставила все «на место». Вместо баталии 1812 года мы увидели «Военно-патриотическую игру «Бородинская битва»», где современные юнцы и девчонки, раскрасив щеки триколором, стадно радели за героических русских воинов, кривлялись в ролях французов (паясничанью Наполеона мог бы позавидовать и Гитлер, каким его представляли некогда артисты наших фронтовых театров), а в конце массово крестились в раже, какой не демонстрирует даже наше госначальство в храме Христа Спасителя.

Руководил всей шовинистической истерикой некто пузатый в галифе, подтяжках и бейсболке — отставной генерал? пахан? Если кто еще не догадался — это Кутузов, в финале самодовольно ложащийся на украшенное цветами ложе в Колонном зале Дома Союзов этаким трупом-памятником самому себе.

Колонный зал — это, конечно, лихо найдено. Державное место, где и победы справляли, и вождей хоронили, и тот самый разгром «композиторов-формалистов» учинили. Вот-де она перед вами, Россия — судите сами, чего в ней больше: величия, талантов или трупного пафоса.

Очевидно, что ожидать более сочувственного взгляда на русскую патриотическую тему из центра сегодняшней Европы трудно. И все равно считаю произошедшее событием большого значения. Потому что прозвучала опера Прокофьева. Потому что произведение Сергея Сергеевича стократно, тысячекратно сильнее любых его режиссерских переосмыслений, как «Евгений Онегин» Чайковского или «Кармен» Бизе сильнее их неврастенических трактовок иными сегодняшними постановщиками.

Здесь надо отдать дань музыкальному руководителю Баварской оперы Владимиру Юровскому. Как бы ни напирал Владимир Михайлович в предпремьерном интервью (его тоже показали) на «мифологизацию войны 1812 года» уже у Толстого, а тем более у Прокофьева, творившего в пору Великой Отечественной, да еще под сталинским приглядом — он, дирижер высокого класса, совсем недавно еще худрук Госоркестра имени Светланова, не мог не передать силу прокофьевской лирики, героики, трагизма. Хотя и купировал сцену в Филях со знаменитой арией Кутузова — «чтобы не усиливать милитаристские смыслы произведения», на деле же избавив нас от очередной порции сценического уродства. Представляете, если б эту изумительную мелодию запел обладатель гомерического живота, пусть и с великолепным басом солиста МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Ульянова?

Баварская «Война и мир» важна не только на немецком, но и на общемировом фоне, включая российский. Ладно — модный английский беллетрист Джулиан Барнс в своем попсовом романе о Шостаковиче «Шум времени» походя называет Прокофьева «заячьей душой» (вас бы, Джулиан, в 40-е годы, партитурную бумагу в руки — и напишите такую «Войну и мир», такие Пятую и Шестую симфонии, такую Седьмую сонату, чтобы до сих пор дух захватывало от мощи музыки — радостной, тревожной, скорбной). Но ведь уже и у нас в стране Прокофьева сплошь и рядом ставят на «низшую ступеньку» по сравнению с «истинным летописцем века» Шостаковичем!

Хотя истинными летописцами, просто очень разными, были они оба. Один, Шостакович, как никто услышал трагедию разрыва между личностью и властью, зато другой, Прокофьев, уловил то, что даже сверхчуткому Дмитрию Дмитриевичу не всегда давалось — чувство единой народной судьбы.

Разве сегодня, когда эта судьба проходит новое испытание, то и другое не драгоценно?

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3367
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3268
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3116
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?