Главная Жизнь 01:01 17 Апреля 2002 143
ШЕЛ ЮКОС ПО ШОССЕ...
"Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие... Затрубили автомашины. А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике. Горбатая, покрытая вулканической грязью или засыпанная пылью, ядовитой, словно по
Байгаров Сергей

Как близки и понятны россиянам эти строки из "Золотого теленка", написанного в начале прошлого века. Нет, конечно, все эти годы, особенно в последнее время, дороги строились, прокладывались скоростные магистрали, покрывались асфальтом проселки. Сейчас ежегодно вводится в строй семь-восемь тысяч километров новых или реконструированных шоссе. Но вдумайтесь в цифры, которые привел на днях первый заместитель министра транспорта Игорь Слюняев: федеральная сеть дорог насчитывает 47 тысяч километров, а потребность определена в 90 тысяч. Десять процентов населения России проживает в условиях бездорожья, это 37 тысяч населенных пунктов и 15 миллионов человек, которые не имеют круглогодичного сообщения с региональными столицами, большими городами. Между прочим, на дворе XXI век.
Но даже не это самое главное. Игоря Слюняева, который одновременно с ответственным министерским постом возглавляет Государственную службу дорожного хозяйства ("Росавтодор") беспокоит несоответствие практики ремонтов дорог с существующими ГОСТами. По документам, межремонтные сроки определяются в 4 - 6 лет, а в жизни подрядные организации дают гарантию всего на год. Вот поэтому каждую весну начинается великое латание российских "автобанов". Это отвлекает значительные финансовые и материальные средства от строительства новых дорог. Главная причина такого сизифова труда - крайне низкое качество битума, который является основной составной частью асфальтобетона. Дошло до того, что битум стали завозить аж из Венесуэлы! И знаете, это оказалось выгодно, так как дороги, покрытые тропическим асфальтом, можно эксплуатировать в наших северных условиях без ремонта целых семь лет.
Кажется, этому безобразию (дыркам в дорогах и заморскому асфальту) может наконец прийти конец. "Росавтодор" и НК ЮКОС подписали рамочное соглашение о проведении в 2002 году сертификации дорожных битумов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах компании.
- Мы провели анализ перспектив развития рынка нефтепродуктов в России и за ее пределами, - говорит президент компании ЮКОС РМ (переработка и сбыт) Николай Бычков, - и пришли к выводу, что рыночная ниша под названием "дорожный битум" еще не занята. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран и по объемам производства битума, и по его качеству. На душу населения мы в девять раз меньше производим битума, чем в близкой нам по климатическим условиям Канаде. В то же время существующие отечественные мощности загружены всего на 50-60 процентов. А если взять качественные характеристики, то там отрыв еще более удручающий - долговечность дорожного покрытия в зарубежных странах в 3-5 раз выше, чем у нас.
В общем, непаханое поле. Пахарь появился. ЮКОС подошел к проблеме с размахом. Сначала изучили международный опыт, пригласили консультантов из крупнейшей в мире компании по производству битумов - американской корпорации Koch Materials Company, провели ревизию мощностей и пришли к выводу, что для оправдания крупных инвестиций необходим пакет долгосрочных заказов. Ведь согласно десятилетней программе развития битумного производства компании в европейской части страны и в Восточной Сибири уже выделено десять миллионов долларов. В дальнейшем инвестиции возрастут в несколько раз, чтобы через три-пять лет выйти на широкомасштабное производство битумов мирового качества.
- Нам нужны долгосрочные заказы, - продолжает Николай Бычков, - а заказчик номер один - это, конечно, "Росавтодор", его региональные отделения.
Партнеры действительно необходимы друг другу. Дорожники задыхаются без качественного битума, ну не возить же его из Венесуэлы к нам, в нефтедобывающую страну! А ЮКОС не скрывает, что думает о прибыли, но готов вложить в новое, по сути, производство многие десятки миллионов долларов. Для этого ему нужна уверенность, что модернизированный продукт найдет сбыт. При этом подчеркивалось, что ни о каких преимуществах для нефтяной компании речи в подписанном соглашении не идет - битум отныне будут закупать на открытых торгах и публичных тендерах. Просто поднимается планка качества.
Чтобы сказку сделать былью, надо изрядно потрудиться. Дело в том, что нефть, поступающая на российские НПЗ, содержит большое количество парафинов, что сильно снижает пластичность, термостойкость, долговечность дорожных битумов. Теперь понятно, почему наши дороги летом плывут, а зимой трескаются. Поэтому первое инвестиционное направление программы ЮКОС связано с коренной модернизацией установок по производству битумов, свободных от парафиновых углеводородов.
Второе направление - организация совместно с отделениями "Росавтодора" производства битумов непосредственно в регионах. Так легче учитывать особенности климата каждой области, а также существенно сократить расходы на транспортировку и обогрев битумов.
Кстати, компания ЮКОС разместила на "Азовмаше" заказ на производство автоцистерн с паровой рубашкой, которые дают возможность перевозить битумы на большие расстояния. В нынешнем году завод выпустит две с половиной тысячи автоцистерн, в будущем - еще полторы тысячи. Все другое оборудование, включая технологические установки для НПЗ, компания намерена получить в России, за ее пределами закупят только отдельные блоки, которые у нас не производят. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о том, что инвестиции в дорожное хозяйство выгодны для страны. Из каждого рубля, направленного сюда, двадцать копеек возвращается в бюджеты всех уровней в виде налогов, а пятьдесят копеек идет на приобретение ресурсов.
Теперь о третьем направлении инвестиционной программы ЮКОСа. Это, собственно, производство модифицированных битумов. Добавление в битум полимерных присадок повысит его теплостойкость и морозоустойчивость (на двадцать процентов), пластичность (на сорок процентов), сопротивляемость к нагрузкам. Показания эластичности и растяжимости нового чудо-материала значительно повышают способность дорожного покрытия к "самоизлечению" при деформации.
И, наконец, четвертое. НПЗ, входящие в компанию ЮКОС, будут производить новый для России продукт - битумные эмульсии. Их основное преимущество - меньшая вязкость, их не надо нагревать до высоких температур, как обычные битумы, что особенно важно при проведении дорожных работ и хранении битумов в зимний период и в холодных регионах.
Таковы основные направления "асфальтовой революции", затеянной ЮКОСом и "Росавтодором". Подписанное апрельское соглашение может действительно стать историческим. Оно позволит в ближайшие месяцы государственной дорожной службе и частной компании отладить жесткий механизм взаимодействия и обеспечить поставку модифицированных битумов. Автовладельцы смогут уже в текущем году попробовать автодороги с новым покрытием, которые будут служить до нового ремонта как минимум четыре-пять лет.
- Произошло достаточно принципиальное событие, - сказал в заключение Игорь Слюняев. - Мы впервые увидели совершенно другой, системный подход к проблеме от производителя битумов. Достигнута договоренность о реализации полноразмерной программы действий по коренной модернизации российских дорог. Совместные меры будут касаться не только предприятий ЮКОСа, но и дорожных организаций. Мы теперь не будем приобретать некачественные битумы.
Радует, что здесь нет ни грамма кампанейщины и идеологии типа "Сделаем наши дороги лучшими в мире!". Кто конкретно сделает? Когда? На какие средства? Пошумели и забыли. Теперь все по-другому. Частная компания увидела возможность заработать, то есть сначала вложить деньги, а потом с лихвой вернуть их. И слава Богу!
Смущает только один момент: на сегодняшний день ЮКОС занимает 16 процентов на рынке дорожных битумов, в ближайшие год-два компания намерена увеличить эту долю до двадцати процентов. То есть только каждый пятый километр будет покрыт модернизированным асфальтом. Но есть надежда, что и остальные нефтяные компании не будут сидеть сложа руки. Начнется конкуренция, и тогда (а вдруг это все-таки случится?) Россия наконец получит первоклассные дороги. Устали мы без них.
TXT:

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 7279
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Эти предметы сантехники были установлены в замках начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. Что по этому поводу говорят специалисты?

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото из открытых источников

Начальник ГИБДД Ставрополья Алексей Сафонов владел пятью замками в стиле Людовика XIV, где от избытка чувств велел позолотить унитазы. И он там не один был такой ценитель прекрасного, по тому уголовному делу задержаны...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 5805
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 5452
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 5090
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Жизнь 19:01 / 04 Мая 2024 5055
Последняя колонка

Шашлычный индекс вырос на одиннадцать процентов

Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Шашлык в России больше чем шашлык Каких только «съедобных индексов» не существует в природе: бигмака, борща, салата оливье. Все они в какой-то мере отражают состояние экономики и потребительского рынка....

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 5039
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Жизнь 00:02 / 03 Мая 2024 4821
Календарь: 3 мая

20 лет назад Sasser поразил сотни тысяч ПК

Труд
Фото: © Alexander Farnsworth,globallookpress.com

1101 Князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор, в котором была помещена Смоленская икона Божией Матери. 1314 Родился Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, сыгравший важнейшую роль...

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4319
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся...

Отстраненный от должности после обвинения в коррупции замминистра обороны жил в особняке на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой

Кадр эфире канала «Россия 24»

Арестованный по обвинению в получении крупной взятки заместитель министра обороны России Тимур Иванов проживает в доме на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на адвоката чиновника Мурада Мусаева. «Ведут...

Правительство Саратовской области купило спасательный катер по цене недешевой яхты

Алекс Зверев
Труд
Катер стоит более 37 млн рублей. Фото с сайта sarinform.ru

Полундра объявлена в Саратовской области, где пресса обнаружила купленный за немалые деньги местным правительством катер на 12 человек «для производства поисково-спасательных и водолазных работ областной службой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?